Минэкономразвития России отмечает, что в текущем году госфинподдержка северного завоза осуществляется с опережением сроков, предусмотренных законом "О федеральном бюджете на 2001 год". Северным субъектам РФ к 15 мая перечислено 3 млрд 890 млн руб, или 58.5% от годового лимита, что на 23.5% больше предусмотренного бюджетом. Об этом говорится в материалах, подготовленных Минэкономразвития к заседанию правительства РФ
Кроме того, в период с января по май 14 субъектам Российской Федерации были предоставлены беспроцентные бюджетные ссуды на покрытие временных кассовых разрывов на общую сумму 1млрд.300 млн. рублей. С учетом стабильной тенденции к ежегодному повышению цен на нефтепродукты и топливо указанные меры позволяют субъектам сэкономить значительные денежные средства за счет заблаговременного приобретения топливно-энергетических ресурсов.
Практически полностью и со значительным опережением установленных сроков получили финансовые средства 6 субъектов Российской Федерации, имеющие в своем составе населенные пункты, расположенные на малых и быстро мелеющих реках, доставка грузов в которые сопряжена с наиболее короткими сроками навигации. Это Республика Саха (Якутия), Хабаровский край, Архангельская и Иркутская области, Эвенкийский и Чукотский автономные округа
По состоянию на 20 мая 2001 года с значительным опережением по сравнению с прошлым годом осуществляется завоз нефтепродуктов в Приморский край (104% к соответствующему периоду прошлого года), Магаданскую (101%), Камчатскую (304.3%) и Сахалинскую (174.4%) области, Корякский (225%), Ненецкий (206.3%), Ханты-Мансийский (548.6%) и Ямало-Ненецкий (119%) автономные округа. Однако, в отдельных субъектах темпы поставок в текущем году хуже, чем в прошлом году: в Республике Коми (25.3% к соответствующему периоду прошлого года), Красноярском крае (93.5%), Амурской области (21.1%).
По завозу угля благоприятная ситуация сложилась в Республике Алтай (297.1% к соответствующему периоду 2000 года), Красноярском крае (440.7%), Архангельской (268.9%), Камчатской (132.5%) и Магаданской (125.6%) областях.
Отставание по завозу угля по сравнению с прошлым годом имеется в Республиках Бурятия (64.2%) и Тыва (96.1%), Амурской (59.3%) и Читинской (59.9%) областях, Корякском (48%) и Ненецком (79.7%) автономных округах.
Анализ использования субъектами своих средств для обеспечения "северного завоза" показывает недостаточную работу органов исполнительной власти северных субъектов РФ в этом направлении.
Согласно представленной северными территориями статистической отчётности, по состоянию на 1 мая привлечено средств региональных фондов госфинподдержки досрочного завоза продукции на сумму 38.8 млн руб, средств региональных бюджетов - на сумму 319.5 млн руб и средств внебюджетных источников - на сумму 895 млн руб. Всего из местных источников привлечено 1.253 млрд руб, в то время как из федерального бюджета уже направлено на цели "северного завоза" 3.89 млрд руб.
Средства региональных фондов в сумме 23.8 млрд руб являются одним из основных источников финансирования "северного завоза". Их основу составляют средства федерального бюджета в сумме 8.9 млрд руб, выданные северным субъектам в 1994-1995 гг и которые ежегодно передаются им в управление. Кроме того, северным субъектам переданы в собственность процентные платежи за пользование этими средствами в сумме 14.9 млрд руб.
Вместе с тем, ряд северных регионов (Республика Алтай, Республика Бурятия, Мурманская и Читинская области, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ) в недостаточной мере привлекают средства региональных фондов к обеспечению "северного завоза", а администрация Камчатской области вообще не планирует в 2001 году привлечение средств на эти цели из собственных источников финансирования, рассчитывая только на помощь федерального центра
Кампания по "северному завозу" в текущем году осуществляется в сложных условиях. По прогнозам Росгидромета, сроки навигации будут сокращены примерно на 10 дней по сравнению с прошлым годом. Особенно это сказывается при поставках продукции по быстро мелеющим рекам. Поэтому своевременное формирование запасов необходимой продукции на перевалочных базах и готовность флота имеют принципиальное значение.
Дополнительные трудности по доставке продукции создают природные катаклизмы в различных регионах страны. Так, в результате наводнения в Якутии на 60% сокращены мощности по приемке топлива на Ленской нефтебазе. По этой же причине ограничена работа по перевалке в речном порту Осетрово (Иркутская область).
Причиной, осложняющей работу по обеспечению "северного завоза", является также привлечение органами исполнительной власти северных регионов к этому процессу многочисленных посредников и формальный подход к проведению конкурсных торгов, хотя имеется тенденция к исправлению этого положения. Проведённый анализ поступивших с мест отчётов о проведении торгов показывает, что в некоторых субъектах РФ конкурсные торги проводятся без привлечения организаций - производителей продукции. Победителями конкурсов становятся организации, не имеющие ни производственных мощностей, ни собственных материальных и людских ресурсов.
В соответствии с федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год", государственная финансовая поддержка досрочного завоза продукции (товаров) в северные районы осуществляется за счёт региональных фондов государственной финансовой поддержки досрочного завоза и субсидий, выделяемых из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
Региональные фонды госфинподдержки в сумме 8 млрд 923,7 млн руб сформированы за счёт средств федерального бюджета, выделенных на эти цели в 1994-1995 гг субъектам РФ и переданных им в управление с 1 января 2001 г.
Средства Федерального фонда, предусмотренные на "северный завоз", определены законом о бюджете на 2001 год в сумме 6650.0 млн. рублей и подлежат перечислению субъектам Российской Федерации в объемах: до 15 мая 2001 года - не менее 35% (2327 млн. рублей), до 15 июля 2001 года - не менее 70% (4655 млн. рублей), до 1 ноября 2001 года - до 100%.
Комментарии отключены.