Прогноз социально-экономического развития России на 2004 год, содержащийся в проекте федерального бюджета, носит инерционный характер, не в полной мере отвечает задачам, поставленным в послании президента России Федеральному Собранию, и не обеспечивает решение стратегически важной задачи удвоения объемов ВВП и преодоления бедности к 2010 году. Об этом заявил председатель Счетной палаты Российской Федерации Сергей Степашин, выступая на Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные проблемы внешнего государственного контроля за формированием и исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации".
Несмотря на сложившуюся в текущем году тенденцию интенсивного экономического подъема, отметил С.Степашин, в проекте бюджета предусматривается значительное замедление темпов роста экономики, что отражается в динамике основных макроэкономических показателей. В то время, как, по оценкам Счетной палаты, темпы роста ВВП в 2003 году будут выше заложенных в расчетах к бюджету показателей, законопроект предусматривает в 2004 году снижение темпов роста ВВП на 0.7%. Не позволяют решить задачу удвоения объема ВВП к 2010 году предусматриваемые в прогнозе социально-экономического развития и программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу темпы роста ВВП в 2003-2005 годах на уровне 105-106%.
Говоря о необходимости активной государственной экономической политики по повышению конкурентоспособности российской экономики, глава Счетной палаты напомнил участникам конференции, что в условиях экспортно-сырьевой специализации российской экономики ключевым фактором ускорения экономического роста является расширение внутреннего спроса. Вместе с тем, отметил С.Степашин, в силу слабой конкурентоспособности по качеству, продукция отечественных товаропроизводителей вытесняется с внутреннего рынка за счет увеличивающегося притока импортных товаров. В этих условиях задача повышения конкурентоспособности российской экономики означает для России не только борьбу за место на мировых рынках, но - в большей степени - необходимость усиления позиций отечественной продукции на внутреннем рынке за счет повышения ее качества и эффективности производства. Проигрыш в данной конкурентной борьбе, подчеркнул С.Степашин, означает потерю для страны потенциала устойчивого развития, что не позволит обеспечить переход к новому этапу развития экономики на основе ускорения динамики ее роста.
Касаясь активизации скрытых резервов увеличения доходной базы федерального бюджета, председатель Счетной палаты отметил, что к увеличению бюджетных доходов могли бы привести меры по совершенствованию налогового и таможенного администрирования. Необходимо также усилить контроль за поступлением доходов от сдачи в аренду государственной собственности, активизировать работу по погашению бюджетных кредитов и ссуд. Есть резервы и в повышении прозрачности операций по управлению государственным долгом.
Один из реальных факторов повышения экономического роста, подчеркнул С.Степашин, является реформа межбюджетных отношений. Проверка и анализ обоснованности проекта федерального бюджета на 2004 год позволяет сделать вывод о том, что существенных изменений в развитии межбюджетных отношений до сих пор не произошло. По мнению Счетной палаты, принятые в проекте бюджета подходы к формированию межбюджетных отношений и предусмотренное снижение расходов на финансовую помощь регионам в условиях недостаточной компенсации выпадающих доходов региональных бюджетов не позволят в полной мере решить проблему сбалансированности бюджетов субъектов Федерации. Все это создает условия для нарастания в 2004 году диспропорций в системе межбюджетных отношений.
Повышение прозрачности федерального бюджета и бюджетных процедур, сказал в заключении С.Степашин, - проблема общегосударственной важности, в решении которой должны быть заинтересованы все органы законодательной и исполнительной власти. При этом реализация предложений Счетной палаты по совершенствованию бюджетного законодательства позволит в полной мере повысить прозрачность бюджетного процесса и превратить бюджет в действенный инструмент решения стратегически значимых задач социально-экономического развития России.
Комментарии отключены.