Сегодня в Южно-Сахалинске похоронили губернатора Игоря Фархутдинова и сотрудников его администрации, погибших в авиакатастрофе на Камчатке.
Как пишет "Коммерсантъ", между тем результаты расследования этой трагедии показали, что ее виновниками были не только пилоты, но и пассажиры, по настоянию которых пришлось изменить маршрут. "Вечная проблема перевозки первых лиц" - так комментируют ситуацию коллеги погибших вертолетчиков.
Визит губернатора Фархутдинова в Северо-Курильск, хотя и позиционировался официально как "рабочая поездка с целью контроля за подготовкой региона к зиме", имел и коммерческие цели. Глава области должен был решить, которой из фирм предоставить право завозить на Северные Курилы продукты питания и ГСМ, кому из коммерсантов выделить квоты на вылов рыбы, кто будет ремонтировать и строить дома, пострадавшие от майского тайфуна.
Поэтому во время рабочей поездки к главе области, помимо его сотрудников, присоединились и трое представителей деловых кругов Северо-Курильска: гендиректор ООО "Авиант" Леонид Побежимов, председатель совета директоров компании "Санрайс" Владимир Кундиус и местный коммерсант Сергей Красовский. Из-за географических особенностей Сахалинской области - расстояние от областного центра, расположенного на Сахалине, до райцентра Северо-Курильск, который находится на острове Парамушир, составляет около 900 км - добираться приходилось на перекладных. Сначала на рейсовом самолете из Южно-Сахалинска в камчатский аэропорт Елизово, затем на микроавтобусах - в Петропавловск-Камчатский, до которого от аэропорта около 30 км, а оттуда на вертолете "Халактырских авиалиний" - в Северо-Курильск (300 км). Обеспечить (а по некоторым данным, и оплатить) дорогу губернатора из Южно-Сахалинска в Северо-Курильск и обратно было поручено четвертому северокурильскому бизнесмену - главе муниципального авиапредприятия "Авиатор" Михаилу Викульцеву.
Опытный коммерсант от авиации М.Викульцев, по договоренности с коллегами, в делегацию включен не был. Он должен был встретить губернаторский самолет в Елизово, перевезти чиновников в Петропавловск и там посадить их на Ми-8 "Халактырских авиалиний". Но поездка с самого начала не задалась - самолет из Южно-Сахалинска опоздал на полтора часа, что сильно огорчило губернатора Фархутдинова, поскольку он собирался в тот же день вернуться домой. Глава области высказал свое недовольство господину Викульцеву, и тому пришлось срочно менять график. Чтобы сэкономить время, он позвонил из Елизово в "Халактырку" и потребовал подать вертолет Ми-8 прямо к аэропорту.
Единственный вертодром в Елизово принадлежит частной авиакомпании "Кречет", занимающейся международным туризмом и перевозкой VIP-персон. Руководители "Кречета" дали добро на промежуточную посадку. Здесь должны были посчитать пассажиров и выписать два полетных листа с поименным указанием всех вылетающих, но не сделали этого опять же из-за суматохи. "Организатор полета Михаил Викульцев забрал себе оба экземпляра полетного листа под предлогом того, что состав делегации еще не уточнен,- рассказал Ъ гендиректор "Кречета" Сергей Гапич.- Он бегал по площадке с мобильным телефоном, нервничал, ругался, на ходу вписывал какие-то фамилии, кого-то вычеркивал. В итоге попросил выйти Сергея Красовского, сам запрыгнул в вертолет и улетел вместе с двумя полетными листами".
Как считают участники расследования, поднявшись в воздух, губернатор Фархутдинов успокоился. Возможно, его уговорили заночевать в Северо-Курильске или Петропавловске. Увидев, что гроза миновала, коммерсанты решили сделать чиновникам сюрприз. На первой по маршруту контрольной точке "верховья реки Толмачева", которую вертолет прошел в точном соответствии с графиком, по данным транспортной прокуратуры, Михаил Викульцев попросил командира Александра Гузанова повернуть на запад и пройти долиной реки Толмачева до ее низовий. Там, мол, есть что показать гостям: знаменитый толмачевский каскад водопадов, одноименное озеро - заповедные уголки природы, расположенные на берегах этой речки, являются одним из красивейших мест на Камчатке, куда постоянно возят иностранных туристов.
Конечно, пилот Гузанов мог и отказаться. Тем более зная о том, что западная часть полуострова, над которой предстояло лететь, в тот день была закрыта плотным слоем облаков. Однако вертолетчик прекрасно знал и о том, что директор "Авиатора" является давним деловым партнером руководителей "Халактырки". Поэтому спорить не стал.
В итоге машина прошла долиной реки, отклонившись от маршрута на 40 километров западнее, а затем снова повернула на юг и пошла к Северо-Курильску параллельным курсом. Трасса здесь в общем-то не сложная, поскольку все время идет над равниной - перепад высот не превышает и сотни метров. Однако лететь пришлось фактически вслепую - нижний край плотных дождевых облаков висел в каких-нибудь полутора сотнях метров от земли, поэтому даже низкие пологие сопки представляли собой угрозу для воздушного судна. Неудивительно, что пилоту Гузанову пришлось не только уйти с эшелона 1350 метров, а в прямом смысле "цепляться за землю", огибая каждую возвышенность. Очередная сопка, неожиданно вынырнувшая из облаков, и стала роковой для губернаторского вертолета - поздно обнаружив препятствие, командир экипажа слишком резко взял на себя ручку управления конусом винта и отрубил лопастями хвостовую балку. Последние слова вертолетчиков, как говорят участники расследования, были обращены к организатору полета. Они только матерились.
Поскольку все участники полета, в том числе летчики и его организаторы, погибли, виновных ищут на земле. Как сообщили в камчатском управлении гражданской авиации, оргвыводы могут быть сделаны в отношении двух авиакомпаний: владельца разбившегося вертолета "Халактырских авиалиний" и обеспечивавшего промежуточную посадку "Кречета". Последнего хотят лишить лицензии за то, что экипаж вертолета ушел в свой последний рейс, не оставив представителям компании полетный лист. В "Кречете" Ъ сказали, что это лишь формальный предлог, а на самом деле все связано с борьбой между конкурирующими в регионе коммерческими и государственными авиакомпаниями. В "Халактырских авиалиниях" за всеми комментариями отослали в комиссию по расследованию авиакатастрофы.
Комментарии отключены.