Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга в следующем году согласно проекту бюджета на 2004 г. составят 65.58 млрд руб., в т.ч. по государственным ценным бумагам - 61.54 млрд руб. Согласно бюджету текущего года, в 2003 г. расходы на обслуживание государственного внутреннего долга составляли 57.48 млрд руб., в том числе по госбумагам - 51.51 млрд руб. Об этом сообщается в проекте федерального бюджета на 2004 г.
В 2004 г. расходы на обслуживание государственного внутреннего долга по ОФЗ-АД составят 24.8 млрд руб., по ОФЗ-ФК - 26.87 млрд руб. Расходы на обслуживание ОФЗ-ПК составят 2.64 млрд руб., ОФЗ-ПД - 3.71 млрд руб., ГКО - 2.25 млрд руб., облигации государственного нерыночного займа (ОГНЗ) - 1.27 млрд руб.
Как отмечается в пояснительной записке Минфина к проекту федерального бюджета на 2004 г., в части государственных заимствований погашение государственного внешнего долга будет осуществляться за счет увеличения объемов размещения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке и иных внутренних источников (сальдо по госзапасам, поступления от продажи имущества и земельных участков, находящихся в федеральной собственности). В 2004 г. продолжится инвестирование средств пенсионных накоплений, в том числе в государственные ценные бумаги. Расширение предложения пенсионных средств потребует уже в 2004 г. создания отдельного сегмента рынка государственных ценных бумаг, предназначенного для инвестирования средств институциональных инвесторов.
В связи со значительным объемом погашения в предстоящие 2004-2007 гг. основные заимствования на внутреннем рынке будут носить средне- и долгосрочный характер. Минфин как эмитент госбумаг будет размещать индикативные выпуски государственных облигаций со сроками погашения 1, 3, 5, 10,15 и 20 лет.
Объем краткосрочных заимствований (до 1 года) будет сопоставим с объемом погашаемых на внутреннем рынке краткосрочных обязательств. Потребность в краткосрочных инструментах в случае увеличения рублевого предложения может быть обеспечена операциями Банка России со своим портфелем государственных облигаций (продажа части выпусков облигаций, имеющих рыночные условия выпуска, и проведение операций репо).
Уровень доходности при проведении аукционов по государственным ценным бумагам может быть ниже текущих показателей инфляции, либо незначительно превышать их значение, отмечает Минфин. Такая оценка строится с учетом значительных объемов рублевого предложения, вызванного увеличением национальных золотовалютных резервов, а также прогнозом по снижению уровня инфляции в средне- и долгосрочной перспективе.
Программа государственных внутренних заимствований на 2004 г. формировалась в условиях активного расширения рынка государственных внутренних заимствований в 2002 г. - первой половине 2003 г., обусловленного сложившейся макроэкономической конъюнктурой (большим положительным сальдо платежного баланса, увеличением национальных золотовалютных резервов и, соответственно, значительным рублевом предложением на внутреннем рынке), а также проводимой правительством РФ политикой по замещению внешних источников финансирования на внутренние.
Как отмечает Минфин, в течение 2002 г. и первой половины 2003 г. значительно увеличился объем рыночного внутреннего долга (со 160.1 млрд руб. на начало 2002 г. до 283 млрд руб. на апрель 2003 г.). Произошли качественные изменения на рынке государственных ценных бумаг. Во второй половине 2002 г. Минфин впервые после событий 1998 г. осуществил долгосрочные заимствования: были размещены облигации федерального займа с погашением в 2008 г., а в феврале и марте 2003 г. были размещены государственные облигации с погашением в 2012 г. и 2018 г.
Таким образом, отмечает Минфин, позитивные изменения, произошедшие на рынке государственных внутренних заимствований в 2002-2003 гг., создали предпосылки для значительного увеличения государственного внутреннего долга (при соответствующем снижении внешнего долга) за счет удлинения сроков заимствований на внутреннем рынке и недопущении пиковых нагрузок на федеральный бюджет.
Комментарии отключены.