Минэкономразвития предлагает правительству в очередной раз повысить пошлины на ввоз иномарок, чтобы привлечь в Россию иностранных автопроизводителей, пишут "Ведомости".
Согласно уточненной реформаторами стратегии развития автопрома импортный тариф для всех иномарок должен вырасти до 35% , но всего на 2 - 3 года, а затем снизиться до 5 - 10%. Правда, вице-премьер Борис Алешин и автопроизводители считают, что за такой срок производство иномарок в России развернуться не успеет, и предлагают закрыть рынок по крайней мере на пять лет.
По данным маркетингового агентства "Гортис", объем рынка новых иномарок в России в 2002 г. составил 2.1-2.3 млрд долл. (110-120 тыс. машин). Общий объем первичного сегмента автомобильного рынка (продажи новых иномарок, подержанных ввезенных иномарок и новых отечественных машин) - 12 млрд долл., вторичного рынка - около 5 млрд долл. Всего в 2002 г. в Россию ввезли около 600 тыс. легковых машин (+40% к 2001 г. ). Лидерами ввоза новых зарубежных авто были Daewoo (11% ), Volkswagen/Audi (10% ) и Skoda (9% ). На марки Peugeot/Citroen, Toyota/Lexus, Renault пришлось по 8%. Ставка ввозной пошлины на новые легковые автомобили составляет 25%. После повышения с 25 июля на 20 - 60% ввозных ставок на 3 - 7-летние иномарки для физлиц машины этой категории подорожают, по расчетам аналитиков, примерно на 10%.
Новые предложения по развитию автопрома представители Минэкономразвития обсуждали с автопроизводителями еще в апреле. "С нами обсуждали возможность повышения пошлин (на ввоз новых иномарок) до 35% на пять лет для привлечения иностранных инвестиций, - говорит один из участников совещания. - Но после этого, казалось, об этих идеях просто забыли".
Однако, как сказал замминистра экономического развития Аркадий Дворкович, в скорректированном виде его ведомство уже внесло эти инициативы в правительство. "Упор делается на привлечение (в российский автопром) иностранных инвесторов, которые не ограничатся сборкой, а будут создавать полноценные производства и готовых машин, и комплектующих, - говорит Дворкович. - Для этого мы предлагаем облегчить режим получения необходимых разрешений на строительство, готовить (для инвесторов) удобные площадки под заводы, с развитой инфраструктурой, а также установить на ограниченный период - примерно 2 - 3 года с начала производства на новых заводах - такой уровень (ввозных) пошлин, которые сделают более выгодным производство в России, а не импорт, а по окончании этого периода понизить пошлины до 5 - 10% ". По словам вице-премьера Бориса Алешина, курирующего в правительстве развитие автопрома, речь идет о повышении ввозного тарифа до "запретительного уровня - 35% ". "Мы понимаем, что это (повышенная ставка тарифа) последнее, куда мы можем двигаться, - подчеркнул Б.Алешин. - Такие пошлины будут действовать в течение строго определенного периода, но думаю, что это не 2 - 3 года, а по опыту других стран - 5 - 7 лет". Комментарии в Минпромнауки получить не удалось, однако, еще год назад министр промышленности и технологий Илья Клебанов настаивал на введении почти такой же схемы - 35% -ной пошлины сроком на пять лет с последующим ее снижением до 15%.
Инвесторы настаивают на более долгом сроке действия повышенной пошлины. "Повышение (тарифа) на 2 - 3 года не имеет никакого смысла, поскольку при существующем уровне развития российского производства комплектующих ни один иностранный завод за этот срок не сможет стать конкурентоспособным и будет вынужден соперничать с ввозимыми по уже пониженным пошлинам иномарками", - считает руководитель отдела маркетинга компании "Рольф" (официальный дилер Mitsubishi) Валерий Тараканов. "Непонятно, почему (в Минэкономразвития) предлагают такой срок и к чему он привязан, - сказали в компании "Северсталь-Авто", планирующей инвестиции в производство комплектующих в России. - Средний срок окупаемости проекта строительства автозавода - около пяти лет".
Комментарии отключены.