Оператор хорватских трубопроводов Janaf сообщил о том, что работы по переводу в реверсионный режим трубопровода "Адрия" с конечным пунктом в хорватском порте Омишаль почти завершены. Соглашение о таком переводе было подписано в декабре прошлого года правительствами России, Белоруссии, Украины, Словакии, Венгрии и Хорватии. В сентябре на встрече представителей стран - участниц проекта должно быть выработано окончательное соглашение о транспортировке нефти по "Адрии". Как отмечают аналитики ИК "Тройка Диалог", осуществление этого проекта, безусловно, важно для России, так как позволит увеличить ее экспортные мощности приблизительно на 100 тыс. баррелей в сутки, или на 3%. Однако, прежде, чем по "Адрии" потечет первая нефть, предстоит разрешить два нелегких вопроса.
Необходимо окончательно определить структуру тарифов - согласованный единый тариф составляет 0.64 долл. за перевозку одной тонны нефти на сто километров. Однако Janaf недавно потребовала повысить тариф за перевалку нефти до Омишаля на 60% с 2.5 долл. до 4.0 долл. за тонну. Компания объяснила это увеличением своих расходов в рамках проекта с 20 до 60 млн долл., так как ей пришлось построить два нефтехранилища, одно на принадлежащем ей Сисакском НПЗ, другое в порту Омишаль.
Российским компаниям нужно договориться о квотах на поставку нефти. ЮКОС и ТНК обещали предоставить по 50 тыс. баррелей в сутки для транспортировки по "Адрии". Одного этого достаточно для того, чтобы обеспечить полную загрузку трубопровода, а ведь Россия уже договорилась с Marathon Oil о поставке 100 тыс. баррелей в сутки через Омишаль в США. Дело осложняется тем, что ЮКОСу принадлежит 49% акций Transpetrol - компании, обслуживающей словацкий участок трубопровода, а венгерская MOL недавно приобрела 25% акций INA, которая контролирует Janaf. Наконец, о желании экспортировать свою нефть по "Адрии" заявлял и Казахстан. Как отмечают аналитики "Тройки Диалог", пока эти вопросы не будут разрешены, о сроках реализации проекта можно будет только гадать.
Аналитики Объединенной финансовой группы (ОФГ) считают, что ввод в строй трубопровода мощностью 100 тыс. баррелей в /день, по-видимому, до конца нынешнего года не состоится. Представители трубопроводных компаний шести стран, участвующие в проекте, встретятся в сентябре, чтобы согласовать окончательные изменения в подписанное ранее соглашение. По мнению аналитиков ОФГ, можно рассчитывать на запуск трубопровода в I полугодии 2004 г. Впрочем, учитывая увеличение мощности Балтийской трубопроводной системы, значение нефтепровода "Дружба-Адрия " будет небольшим, считают аналитики.
Вместе с тем возможное расширение мощности трубопровода до 300 тыс. баррелей в день в будущем (точные сроки пока не называются) можно только приветствовать, поскольку в результате будут созданы условия для увеличения экспорта нефти из России.
Комментарии отключены.