По мнению экспертов, находящихся на рассмотрении в Госдуме законопроекты "Об электронной цифровой подписи" и "Об электронной торговле" являются перспективными

Москва, 28 марта. /МФД-ИнфоЦентр/

В настоящее время в Госдуме на рассмотрении находится пакет законопроектов, связанных с правовым регулированием электронного обмена информацией в сфере бизнеса. Названный пакет включает проекты Федеральных законов "Об электронной торговле", "О сделках, заключаемых при помощи электронных средств связи (электронных сделках)", "Об электронной цифровой подписи", а также проект закона "Об электронном документе", "Об электронных финансовых услугах".

По мнению эксперта Государственной Думы Федерального Собрания РФ Н.И.Соловяненко, на сегодня можно назвать перспективными только два законопроекта: "Об электронной цифровой подписи" и "Об электронной торговле". Об этом говорится в материалах, подготовленных к заседанию Комитета по электронной торговле НАУФОР.

Модельный Закон об электронной цифровой подписи представляет собой свод унифицированных правил и процедур, при помощи которых страны СНГ могут в национальном законодательстве решить основные проблемы, связанные с правовым режимом ЭЦП.

Законопроекты "Об электронной торговле"и "Об электронных сделках" имеют единую концепцию и не содержат значительных различий, кроме понятийного аппарата. Первоначально законопроект "Об электронных сделках"содержал раздел о применении электронной подписи. В настоящем варианте проекта подобный раздел отсутствует.

Как и в соответствующих законодательных актах зарубежных стран, электронная торговля охватывает весь спектр сделок, предусмотренных ГК (но не ограничиваясь ими): купля-продажа, поставка, возмездное оказание услуг, перевозка, заем и кредит, финансирование под уступку денежного требования, банковский вклад, банковский счет, расчеты, хранение, страхование, поручение, комиссия, агентирование, доверительное управление имуществом, коммерческая концессия, простое товарищество, публичное обещание награды, публичный конкурс, а также приобретение и осуществление с использованием электронных средств иных прав и обязанностей в сфере предпринимательской деятельности.

Цель закона - обеспечение правовых условий для электронной торговли, закрепление прав и обязанностей лиц, осуществляющих электронную торговлю, определение правил совершения сделок с использованием электронных документов, подписанных аналогами собственноручной подписи, а также признание электронных документов в качестве судебных доказательств. Законом предусматривается, что при совершении сделок и иных юридических действий в сфере электронной торговли могут использоваться электронные документы. Обмен электронными документами, подписанными аналогами собственноручной подписи участников электронной торговли с соблюдением требований настоящего Закона и иных нормативных правовых актов РФ, соответствует формальным требованиям к письменной форме сделки, предусмотренным гражданским законодательством.

Таким образом, сделки в сфере электронной торговли не могут быть признаны недействительными только на том основании, что они заключены и (или) исполнены при помощи электронных средств. Закон содержит и исключения из данного правила: сделки, которые в соответствии с законодательством РФ должны быть нотариально удостоверены или подлежат государственной регистрации, не могут быть совершены посредством обмена электронными документами.

Механизму заключения и исполнения сделок в электронной торговле посвящена самостоятельная глава Закона "Заключение договоров в электронной торговле". При заключении договоров в области электронной торговли предложение заключить договор (оферта) и принятие предложения (акцепт) могут выражаться с помощью электронных документов. Предложение заключить договор должно содержать существенные условия договора в соответствии с законодательством РФ, а также условия, являющиеся существенными в соответствии с настоящим Законом, в том числе порядок и способ заключения договора, возможность и порядок внесения изменений при согласовании условий договора, способ и порядок акцепта, способ и порядок отзыва возможного ошибочного акцепта, указания на имеющиеся условия, включаемые в договор посредством отсылки, и порядок технического доступа к соответствующей отсылке, способ хранения и предъявления договорной документации и условия доступа к ней электронным способом, а также условия предоставления бумажных копий электронных документов.

Если при заключении договора при наличии на то согласия сторон используются электронные сообщения, то данный договор не может быть оспорен сторонами или признан недействительным и лишен правовых последствий только на том основании, что для этой цели использовалось электронные документы

Законопроект "Об электронных сделках" регулирует правовые отношения, возникающие при совершении сделок в сфере предпринимательства путем обмена электронными данными с использованием аналогов собственноручной подписи. Целями законопроекта являются обеспечение правовых условий для совершения сделок в предпринимательской деятельности с применением электронных средств связи; установление требований к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность с применением электронных средств связи, и защита прав приобретателей товров и услуг; определение правил обмена электронными данными с использованием аналогов собственноручной подписи; а также признание названных электронных данных в качестве судебных доказательств.

Согласно основные положения закона "Об электронной цифровой подписи", электронная цифровая подпись в электронном документе юридически равнозначна собственноручной подписи человека в документе на бумажном носителе при одновременном выполнении следующих условий: сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой подписи, не утратил силу (действует); подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе; электронная цифровая подпись использована в отношениях, в которых имеет юридическое значение. Условия использования средств электронной цифровой подписи в открытых сетях - использование сертифицированных средств ЭЦП. В корпоративных информационных системах федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления использование несертифицированных средств ЭЦП и созданных ими ключей ЭЦП не допускается.

В случаях, установленных нормативными правовыми актами или договоренностью сторон, электронная цифровая подпись, сертификат которой содержит необходимые в данных правоотношениях сведения о правомочиях своего обладателя, признается юридически равнозначной собственноручной подписи лица, заверенной печатью.

Проект закона "Об электронной цифровой подписи" воспринял в значительной степени концепцию Модельного закона СНГ. Из числа положений Модельного закона, отличающих его от соответствующего российского законопроекта, целесообразно выделить следующие: средства электронной цифровой подписи не относятся к средствам шифрования, допускается использование несертифицированных средств электронной цифровой подписи. При этом владелец закрытого ключа обязан заявить об этом всем пользователям открытого ключа, создаваемого данным средством электронной цифровой подписи. В противном случае владелец несертифицированных средств электронной цифровой подписи несет ответственность за убытки, понесенные пользователем соответствующего открытого ключа, вследствие использования несертифицированного средства электронной цифровой подписи; в случае использования заявленных несертифицированных средств электронной цифровой подписи риски убытков несут как владелец закрытого ключа, так и получатель открытого ключа электронной цифровой подписи; деятельность Центров регистрации открытых ключей электронной цифровой подписи осуществляется в заявительном порядке (путем государственной аккредитации). Условия и порядок аккредитации Центров регистрации и требования, предъявляемые к указанным юридическим лицам при получении аккредитации, устанавливаются Правительством государства-участника СНГ.

По смыслу Модельного закона Центр регистрации должен располагать финансовыми ресурсами (в том числе, собственным капиталом, заемными средствами и др.), достаточными для осуществления деятельности, включая возможную имущественную ответственность перед лицами, полагающимися на выданные им свидетельства, за убытки, понесенные указанными лицами вследствие недостоверности содержания свидетельства. Размер указанных финансовых ресурсов определяется национальным законодательством.

Следуя традициям иностранного законодательства об электронных подписях, для Центров регистрации предусмотрена правовая схема ограниченной ответственности, которая раскрывается следующим образом: центр несет ответственность за убытки в объеме реального ущерба, понесенного пользователем открытого ключа ЭЦП в результате доверия к представленным в свидетельстве ключа подписи данным, которые удостоверяющий центр обязан проверить и подтвердить, а также к результатам проверки ЭЦП, выполненной центром.

Другие новости

28.03.2001
14:01
ФСНП РФ проводит проверки кредитно-финансовых учреждений в рамках операции "Подснежник", направленной на выявление и пресечение деятельности фирм-однодневок
28.03.2001
13:54
Чистая прибыль АО "Вологдаэнерго", рассчитанная по оплате, в 2000 году увеличилась в 2.6 раза по сравнению с 1999 годом и составила 416.528 млн. рублей
28.03.2001
13:45
Агентство Fitch сегодня пересмотрело прогноз по кредитным рейтингам компаний British Telecom и Deutsche Telekom со "стабильного" до "негативного"
28.03.2001
13:43
Московская область в ближайшие недели будет обеспечиваться бензином в основном за счет собственных запасов и поставок с Ярославского НПЗ, в связи с остановкой на ремонт Московского и Рязанского НПЗ
28.03.2001
13:40
По мнению экспертов, находящихся на рассмотрении в Госдуме законопроекты "Об электронной цифровой подписи" и "Об электронной торговле" являются перспективными
28.03.2001
13:34
Южно-Уральская торгово-промышленная палата приступила к приему заявок от южноуральских предприятий на участие в Международной выставке покупателей "IBEX ERGON-2001" 23-26 мая в Афинах
28.03.2001
13:33
Генеральная прокуратура Северо-Западного федерального округа требует признать условия по продаже месторождения "Вал Гамбурцева" незаконными (уточнение в заголовке)
28.03.2001
13:30
В течение 2000 года управления МНСи ФСНП по Челябинской области провели более 23 тысяч совместных проверок, установлено более 6.5 тысяч нарушений, в бюджет доначислено 174 млн руб
28.03.2001
13:26
В среду по итогам торгов на Токийской фондовой бирже индекс Nikkei 225 повысился на 0.93% до уровня 13,765.51 пункта
Комментарии отключены.