Арбитражный суд г. Москвы отказал ЗАО "Транс Нафта" в удовлетворении заявленных требований о признании неправомерными решений комиссии правительства Российской Федерации по вопросам использования систем магистральных нефтегазопроводов и нефтепродуктопроводов. Об этом агентству МФД-ИнфоЦентр сообщили в МАП.
ЗАО "Транс Нафта" обратилось в Арбитражный суд с исковым заявлением о признании неправомерными решений комиссии правительства Российской Федерации по вопросам использования систем магистральных нефтегазопроводов и нефтепродуктопроводов.
Как указывается в исковом заявлении, ЗАО "Транс Нафта" на основании соглашения о сотрудничестве в организации поставок нефти на экспорт предприятиями ОАО "Газпром" является оператором экспортных поставок ОАО "Газпром" по схеме замещения стабильного газового конденсата на нефть при поставке нефти на экспорт, в том числе заключает прямые договора, на основании которых производится замещение стабильного газового конденсата на нефть и выполнение экспортных поставок.
Обжалуемыми решениями комиссии правительства РФ для ОАО "Газпром" были утверждены графики поставок нефти на экспорт из магистральных трубопроводов ОАО "Транснефть" без учета объемов стабильного газового конденсата, добываемого предприятиями и сданного в различные системы магистральных трубопроводов, что, по мнению ЗАО "Транс Нафта, нарушает его права.
МАП России, действуя по поручению правительства РФ и представляя его интересы в Арбитражном суде г. Москвы заявил, что оспариваемые решения комиссии не нарушают и не могут нарушать права и законные интересы ЗАО "Транс Нафта".
Комиссия правительства Российской Федерации по вопросам использования систем магистральных нефтегазопроводов и нефтепродуктопроводов, образована в целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по обеспечению потребности государства в энергоресурсах, развития рынков их сбыта, создания недискриминационных условий доступа к системам магистральных нефтегазопроводов, нефтепродуктопроводов и реализации этих ресурсов, совершенствования внешнеэкономической деятельности организациями нефтегазового комплекса, а также соблюдения интересов государства, производителей и потребителей.
Комиссия осуществляет рассмотрение и утверждение представленных Минэнерго России графиков транспортировки нефти и продуктов ее переработки; разрешение разногласий по вопросам использования магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и терминалов при транспортировке нефти и продуктов ее переработки за пределы таможенной территории Российской Федерации, а также их транзита через территорию Российской Федерации.
Таким образом, Комиссия является одним из органов регулирования естественных монополий в области трубопроводного транспорта, в частности, магистральных нефтепроводов.
ЗАО "Транс Нафта" считает, что объемы газового конденсата, который добыт ОАО "Газпром", должны включаться в общие объемы добытой этим обществом нефти и впоследующем учитываться при определении тех объемов нефти, которые ОАО "Газпром" может получать в морских портах из магистральных нефтепроводов для поставки на экспорт, поскольку газовый конденсат и нефть - идентичные вещества, а конденсатопровод и нефтепровод - разновидности магистральных трубопроводов.
Из документов, представленных на рассмотрение суда следует, что нефть и газовый конденсат, хотя и имеют схожий химический состав (являются разновидностями углеводородного сырья), не идентичны, участвуют в различных технологических процессах и транспортируются по разным, не сообщающимся системам трубопроводов, принадлежащим разным хозяйствующим субъектам.
Таким образом, при регулировании деятельности субъекта естественной монополии - ОАО "Транснефть" комиссия в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О естественных монополиях" и в пределах своей компетенции определяет круг потребителей этого субъекта естественной монополии, подлежащих обязательному обслуживанию, и минимальный уровень их обеспечения: утверждает график транспортировки нефти на экспорт, в котором, очевидно, учитывается только нефть, сданная в систему магистральных нефтепроводов ОАО "Транснефть", и не учитываются другие виды "нефтяного сырья", такие, как, например, попутный нефтяной газ или газовый конденсат, которые в транспортную систему данного регулируемого субъекта не поступают.
Из изложенного можно сделать выводы, что принимая обжалуемые решения, комиссия действовала в пределах своей компетенции и обжалуемые решения соответствуют требованиям закона и подзаконных актов.
Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела, признал решения комиссии законными и обоснованными, однако кассационная инстанция направила дело на новое рассмотрение, указав на то, что суд неправомерно вынес решение в отношении ответчика - комиссии правительства РФ, которая не является юридическим лицом и в соответствии со ст.27 АПК РФ может выступать ответчиком только в случаях, установленных законом .
При новом рассмотрении дела Арбитражный суд г. Москвы вновь подтвердил законность и обоснованность решений комиссии и отказал ЗАО "Транс Нафта" в удовлетворении заявленных требований.
Комментарии отключены.