НК "ЮКОС" сегодня может получить от китайской национальной компании CNPC гарантии закупок сотен миллионов тонн российской нефти на 25 лет вперед. Как пишут "Ведомости", такое соглашение две компании планируют подписать в присутствии премьер-министра Михаила Касьянова и председателя КНР Ху Цзиньтао. Однако аналитики предупреждают: российские компании еще не застрахованы от неожиданностей на китайском рынке.
Новый председатель КНР Ху Цзиньтао начал первое зарубежное турне с Москвы. Вчера он встречался с президентом Владимиром Путиным, а сегодня нанесет визит М.Касьянову. Источник в правительстве сообщил "Ведомостям", что во время этой встречи "ЮКОС" и китайская национальная компания CNPC могут подписать соглашение, гарантирующее закупки Китаем российской нефти. Официальные представители двух компаний отказываются комментировать детали этого документа.
По словам представителя "ЮКОСа", по условиям соглашения китайская сторона обязуется закупать 20 млн т российской нефти с 2005 по 2010 г. , в дальнейшем объемы поставок должны возрасти до 30 млн т. Всего за время действия контракта Китай готов принять по трубопроводу из России 700 млн т нефти на общую сумму 150 млрд долл. Окончательный контракт между "ЮКОСом" и CNPC должен быть подписан уже в сентябре 2003 г. Кроме того, сегодня компании намерены подписать соглашение о поставках 6 млн т нефти по железной дороге в течение трех лет. Сотрудник CNPC подтвердил "Ведомостям" наличие предварительных договоренностей с "ЮКОСом".
Проект строительства трубопровода и поставок нефти в Китай "ЮКОС" инициировал еще в 1999 г. и с тех пор активно продвигает его. Уже существует межправительственное соглашение о реализации проекта, согласованы объемы поставок и формула цены на нефть. Стоимость проекта - около 2.5 млрд долл.
Однако два года назад "Транснефть" выдвинула альтернативный проект, предложив построить нефтепровод от Ангарска к тихоокеанскому побережью в Находку. Его стоимость - более 5 млрд долл., минимальная пропускная способность для достижения рентабельности - 50 млн т в год, возможный срок ввода в эксплуатацию - 2008 г. Сторонники этого проекта его главным достоинством считали то, что российская нефть в данном случае будет поставляться на разные рынки (в Японию, Корею, Китай, США), тогда как в китайском проекте нефтяники могут столкнуться с диктатом монопольного покупателя.
Российские власти долго не могли сделать выбор между двумя проектами. Наконец в феврале Минэнерго решило объединить их - строить нефтепровод Ангарск - Находка с ответвлением на Дацин. Это решение в середине марта приняло правительство. В апреле премьер Михаил Касьянов заявил о том, что приоритетом является труба Ангарск - Дацин, а о строительстве участка нефтепровода до Находки можно будет говорить только после обеспечения ресурсами нефтепровода Ангарск - Дацин.
"Несмотря на попытки японцев завернуть трубопровод на себя, для рынка уже давно стало очевидным, что строительство нефтепровода Ангарск - Дацин находит поддержку на уровне правительства, - говорит аналитик Альфа-банка Константин Резников. - И то, что китайцы дали гарантии закупок российской нефти, - большой шаг в продвижении проекта". Однако аналитик напоминает, что аналогичный по размаху проект "Голубой поток", предполагающий поставки газа из России в Турцию, сейчас переживает не лучшие времена из-за того, что Турция не в состоянии выполнить свои обещания по закупкам, несмотря на правительственные гарантии. "Теоретически такая угроза существует и для китайского трубопровода, ведь потребитель на том конце только один", - предупреждает он.
Комментарии отключены.