Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства подготовит до I квартала 2004 г. проект постановления правительства РФ по внедрению в РФ биржевого рынка нефти и нефтепродуктов. Решение об этом было принято сегодня на заседании коллегии МАП.
Как сообщил заместитель министра по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Анатолий Голомолзин, создание в России биржевого рынка нефти и нефтепродуктов необходимо, так как Россия является крупнейшим экспортером и крупным потребителем нефти. Кроме того, начавшийся процесс монополизации нефтяного рынка также диктует необходимость создания топливной биржи, отметил он.
Цель формирования в России биржевого топливного рынка - обеспечение участников рынка эффективным механизмом сделок на рынке нефти и нефтепродуктов, повышение эффективности и инвестиционной привлекательности предприятий ТЭК.
Как пояснил замминистра, в настоящее время участники рынка используют трансфертные цены, что вызывает дополнительные риски и искажает реальную стоимость предприятий ТЭК и их прозрачность. Появление однозначных биржевых котировок усложнит применение трансфертных цен.
По словам А.Голомолзина, в настоящее время в России сохраняется ряд препятствий для развития биржевого рынка. Это недостаточная правовая база в области регулирования биржевой торговли реальным товаром и производными финансовыми инструментами, отсутствие оперативного регулирования организованных товарных рынков, отсутствие заинтересованности участников рынка в создании топливной биржи.
Замминистра отметил, что для создания ликвидного рынка, помимо ресурсов, необходимо доверие участников рынка к бирже, поэтому нужно говорить о структуре, равноудаленной от участников рынка, но непосредственно ими управляемой.
По мнению А.Голомолзина, существует несколько сценариев формирования в РФ биржевого рынка нефти и нефтепродуктов: создание топливных бирж либо без значимого участия государства, либо при условии паритетного сотрудничества государства и капитала, либо создание государственной топливной биржи с последующей ее передачей частному капиталу. Темпы роста объемов государственных биржевых закупок и продаж нефти и нефтепродуктов будут определены правительством РФ и должны быть соразмерны темпам роста общих объемов биржевой торговли.
Система биржевых торгов на нефть будет разделяться на биржевую торговлю реальным товаром на внутреннем рынке и на границе РФ и на биржевую торговлю производными финансовыми инструментами для целей управления рисками на внутреннем и внешнем рынке.
Организатор биржевых торгов на рынке нефти и нефтепродуктов будет получать в установленном порядке лицензию на право организации торгов.
По каждому виду товара будет определен один или несколько базисов поставки, каждый из которых может включать в себя один или несколько биржевых складов. Поставочные контакты по каждому базису будут торговаться отдельно.
Товарные расчеты по обязательствам участников торговли по поставочным контрактам должны осуществляться поставкой товара на биржевой склад, который будет являться местом исполнения обязательств. Биржа может иметь собственный склад или заключить с ним договор.
Рыночные цены на нефть и нефтепродукты, определенные в ходе биржевых торгов, должны стать основной расчетной базой для определения рыночных цен для целей налогообложения.
Комментарии отключены.