Национальный резервный банк (НРБ) намерен к заседанию правительства РФ 19 июня, которое будет расcматривать проблемы отечественного авиапрома, внести предложение о создании Национальной авиастроительной компании с государственным контролем, заявил в четверг глава НРБ Александр Лебедев.
Создание такой компании, по его мнению, может занять около года.
Как считает А.Лебедев, в России должна быть одна Национальная авиализинговая компания и одна Национальная авиастроительная компания, объединяющая основные отечественные авиастроительные заводы и конструкторские бюро. НРБ готов иметь свою долю в этих компаниях и принять активное участие в реанимировании отечественного авиапрома. Как считает глава НРБ, если в июне правительство РФ не примет кардинальных решений в реформировании отечественной авиаотрасли, то ее выздоровление может не состояться вообще.
Создание единой Национальной авиастроительной компании, по мнению А.Лебедева, позволит снизить производственные издержки. В частности, из-за разности в энерготарифах стоимость одного и того же самолета, собранного на Ульяновском авиазаводе и Воронежском авиазаводе, значительно различается (иногда на миллионы долларов).
Незагруженность авиазаводов также делает производство самолетов нерентабельным. Возможно, в рамках создания единой Национальной авиастроительной компании производство авиазаводов будет реформировано - некоторые дублирующие функции на них будут ликвидированы. За авиазаводами, включенными в единую технологическую цепочку, будут закреплены лишь наиболее эффективные производства.
Кроме того, консолидация отечественных авиазаводов позволит привлечь инвестиции, необходимые для реформирования и развития авиаотрасли (около 1 млрд долл. в год), считает А.Лебедев.
По его мнению, в единую российскую Национальную авиастроительную компанию можно пригласить и Украину, авиапром которой также испытывает значительные трудности.
НРБ не ограничивается только декларациями. В мае 2003 г. НРБ выделил кредит Воронежскому акционерному самолетостроительному обществу (ВАСО) в размере 309 млн руб., которое производит гражданские самолеты Ил-96. Кредит был предоставлен на льготных условиях (сроком на один год под 14% годовых с возможностью пролонгации погашения) и закрепил за НРБ статус единственного кредитора ВАСО.
Кроме того, президент НРБ А.Лебедев направил предложение правительству РФ о передаче НРБ контрольного госпакета акций завода в управление лизинговой компании "Ильюшин Финанс", 37% которой владеет НРБ, в обмен на финансирование производства ВАСО.
Крупнейшие акционеры ВАСО - Межгосударственная авиастроительная компания "Ильюшин" (30% акций) и ОАО "Авиационный комплекс им. Ильюшина" (26.25% акций) - не против этого.
НРБ не раскрывает точных планов по превращению отечественного авиапрома в прибыльный бизнес. Пока это похоже на безвозвратные инвестиции, сделанные из чувства патриотизма. Цикл производства самолета составляет долгие годы. Процесс возврата средств, затраченных на его производство, также занимает много времени, поскольку российские авиакомпании пока в состоянии приобретать авиатехнику только в лизинг.
Комментарии отключены.