Главное контрольное управление Президента Российской Федерации совместно с работниками аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в Приволжском и Северо-Западном федеральных округах проверило деятельность Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу по обеспечению проведения единой государственной политики в области строительства.
Установлено, что Госстроем России не в полной мере реализуются основные задачи, предусмотренные Положением о комитете.
Не формируется стратегия развития отрасли. Не обеспечена на должном уровне взаимосвязь с региональными структурами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам строительства. Не разработаны основные положения системы расселения, инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. Не завершен переход на новую сметно-нормативную базу ценообразования в отрасли с учетом рыночных отношений.
Отдельными структурными подразделениями Госстроя России не всегда оперативно и компетентно решаются вопросы, связанные с реализацией указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации по проблемам строительства.
Все это не позволяет ускорить процесс создания современных строительных производств на базе существующих организаций, внедрения эффективных наукоемких строительных технологий, обеспечивающих конкурентоспособность строительной продукции и интеграцию российского строительного сектора в мировой рынок.
Негативно сказывается на развитии субъектов Российской Федерации отсутствие новой Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации, предусмотренной к разработке Градостроительным кодексом Российской Федерации и определяющей основные направления федеральной государственной политики в области строительства.
Госстроем России не реализованы требования постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 г. N 941 по организационному и научно-методическому обеспечению разработки консолидированных схем градостроительного планирования, которые должны служить основой для разработки градостроительной документации в субъектах Российской Федерации. До настоящего времени не определен головной разработчик и не подготовлено задание на проектирование этих схем.
Не исполнено распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2001 г. N 1642-р о разработке схемы градостроительного развития Дальневосточного федерального округа с учетом возможного формирования транспортного коридора Япония-Россия-Европа, влекущего за собой изменение систем расселения и развития малых и средних городов, других поселений, а также хозяйственной деятельности в субъектах Российской Федерации, через территории которых намечается прохождение транспортного коридора.
Кроме того, не выполнено и поручение Президента Российской Федерации по уточнению принятой еще в 1994 году схемы расселения с целью комплексной оценки возможностей регионов по приему и обустройству мигрантов, а также их социальному обеспечению.
Неудовлетворительно организована работа по совершенствованию экономических методов управления и сметного нормирования в строительстве, промышленности строительных материалов. За последнее время в строительной отрасли изменились условия инвестирования, появились новые проектные решения, технологии, материалы, машины и оборудование, однако для расчета стоимости работ применяются сметно-нормативные документы, принятые еще Госстроем СССР.
Из предусмотренных к вступлению в действие с 2001 года 274 сборников государственных элементных сметных норм разработано лишь 168, что приводит к значительным осложнениям при определении стоимости строительства объектов и сдерживает внедрение территориальных сметных нормативов. Срок завершения этой работы неоднократно переносился постановлениями Госстроя России.
До сих пор отсутствуют строительные нормы и правила приемки объектов после капитального ремонта и технического перевооружения, что допускает их ввод без заключения надзорных органов.
В то же время некоторые строительные нормы и правила (СНиП 35-01-2001) разработаны с нарушением Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", так как не обязывают заказчиков-застройщиков предусматривать в проектах конструктивные решения, обеспечивающие доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения.
В последние годы утрачена управляемость органами архитектурно-строительного надзора в субъектах Российской Федерации. При этом работа над проектом закона "О государственном архитектурно-строительном надзоре в Российской Федерации" прекращена еще в 1999 году после принятия его Государственной Думой в первом чтении.
Недостаточный контроль ведет к нарушениям в строительстве объектов. На строительстве Мутновской ГеоЭС в Камчатской области использованы импортные конструкции, не имеющие технического свидетельства об их пригодности к применению. Отсутствие данного документа не позволяет сдать в эксплуатацию ГеоЭС, крайне необходимую для обеспечения населения теплом. В то же время за 7 лет строительства госархстройнадзором была проведена лишь одна проверка соответствия выполняемых работ строительным нормам и правилам.
Строительными организациями не производится обязательная сертификация деревянных строительных изделий, домов стандартных, древесно-стружечных и древесно-волокнистых плит, отделочных материалов и полимерных изделий, как это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1013, что может повлиять на безопасную эксплуатацию вводимых объектов.
Информация и предложения по результатам проверки направлены в Правительство Российской Федерации для рассмотрения и принятия соответствующих мер.
Комментарии отключены.