ММВА повторно обратилась к ЦБ РФ с предложением рассмотреть вопрос о поэтапном снижении норматива обязательных резервов до 7% по рублевым вкладам физлиц и 10% - по прочим привлеченным денежным средствам

ММВА повторно обратилась к ЦБ РФ с предложением рассмотреть вопрос о поэтапном снижении норматива обязательных резервов до 7% по рублевым вкладам физлиц и 10% - по прочим привлеченным денежным средствам.

Как говорится в сообщении ММВА, поступившем в МФД-ИнфоЦентр, в адрес ММВА поступило письмо за подписью первого заместителя А.Козлова от 7 апреля 2003 года № 04-15-4/1223 с информацией о том, что Банк России не согласен со снижением нормативов обязательных резервов, считая ранее направленное предложение Ассоциации (письмо от 5.03.2003 № 22) несвоевременным. При этом указывалось на избыток краткосрочной ликвидности в российской банковской системе и о наличии рисков, сопровождающих процесс кредитования реального сектора экономики.

Отвергая представленные Банком России доводы в пользу сохранения высоких норм резервирования, Ассоциация вновь обратилась к Банку России (письмо от 21.04. 2003 № 27) с просьбой детально изучить её предложения и провести необходимые мероприятия по поэтапному сокращению обязательных резервов в целях повышения конкурентоспособности банковской системы и российской экономики в целом.

В частности, Ассоциация указывает на то, что принимаемые Банком России решения непосредственно затрагивают защищаемые Конституцией Российской Федерации имущественные права владельцев коммерческих банков и их клиентов, в силу чего такие решения должны быть максимально взвешенными и мотивированными. По мнению же Ассоциации, ответ ЦБ не содержит сколько-нибудь обоснованных аргументов в защиту его позиции.

Так, высказанное соображение о том, что уровень остатков средств на корреспондентских счетах кредитных организаций, а также текущие процентные ставки на межбанковском рынке свидетельствуют об отсутствии в банковском секторе проблем с краткосрочной ликвидностью, не является убедительным.

Всем понятно, что эта ликвидность распределяется между отдельными банками неравномерно, и ряду из них в целях своевременного исполнения поручений клиентов периодически требуется привлекать средства с денежного рынка для восполнения потерь, связанных с формированием обязательных резервов. При этом банки вынуждены оплачивать расходы, связанные с проведением таких операций, которые, как известно, Банком России не компенсируются. Таким образом, вольно или невольно кредитным организациям наносится реальный материальный ущерб. Причем, эти действия не могут объясняться исполнением Банком России своей задачи по защите и обеспечению устойчивости рубля, т.к. сегодня в условиях избытка на рынке предложения иностранной валюты отсутствует риск потери государственных золотовалютных резервов и связанного с ним значительного снижения валютного курса рубля. (В случае возникновения такой угрозы никогда не поздно вновь вернуться к высоким нормам резервирования).

Что касается покупательной способности рубля на товарном рынке, то вряд ли справедливо связывать ее падение с ростом краткосрочной банковской ликвидности. Ведь временно свободные денежные средства, находящиеся на корсчетах, банкам не принадлежат и поэтому в принципе не могут "проедаться" и давить на потребительский рынок. Инфляционный риск появляется лишь в случае активного привлечения Банком России этих средств в депозиты и оплаты по ним процентных доходов, которые, в свою очередь, становятся собственностью кредиторов и тратятся ими на собственные нужды.

Соглашаясь в принципе с выдвинутым доводом ЦБ, что "главным фактором, препятствующим росту кредитной активности, являются риски, сопровождающие процесс кредитования реального сектора экономики", Ассоциация, тем не менее, полагает, что ответственность за сохранение таких высоких кредитных рисков несёт, прежде всего, государственная власть, а также Банк России.

С одной стороны, сегодня опасно кредитовать любые коммерческие проекты, принимая во внимание зыбкую законодательную базу и слабую судебно-правовую защиту инвестиций. С другой стороны, чтобы "отбить" свои расходы, в том числе и по большим отчислениям в фонд обязательного резервирования (ФОР), банки вынуждены кредитовать наиболее рискованные проекты. Ведь именно по ним заёмщики готовы идти на выплату высоких процентных ставок. Этому же способствуют и масштабные заимствования правительства на внутреннем рынке. Они "оттягивают" с рынка и без того дефицитные "длинные" ресурсы и дестимулируют вполне надежные, но менее доходные инвестиции.

Ассоциация убеждена, что именно денежные власти должны сегодня взять на себя инициативу, прекратив наращивание пирамиды внутреннего долга и снизив нормативы отчислений в ФОР. Только в этом случае появятся столь необходимые стимулы к кредитованию реальной экономики с минимальным риском невозврата средств.

Другие новости

21.04.2003
15:11
БалтОНЭКСИМбанк профинансирует передачу в лизинг ГУП "ТЭК СПб" 4-х котлов общей стоимостью 29 млн руб
21.04.2003
15:07
Корпорация Whirlpool получила в I квартале чистую прибыль в 91 млн долл., понеся годом ранее убытки из-за разовых расходов
21.04.2003
15:02
Аукцион прямого репо в 15.00 мск не состоялся
21.04.2003
15:01
Корпорация Whirlpool получила в I квартале чистую прибыль в 91 млн долл., понеся годом ранее убытки из-за разовых расходов
21.04.2003
15:00
ММВА повторно обратилась к ЦБ РФ с предложением рассмотреть вопрос о поэтапном снижении норматива обязательных резервов до 7% по рублевым вкладам физлиц и 10% - по прочим привлеченным денежным средствам
21.04.2003
14:44
Балансовая прибыль Банка Москвы в I квартале выросла в 4.6 раза до 1.217 млрд руб
21.04.2003
14:40
Потребители РАО "ЕЭС России" сократили в период с 1 по 14 апреля задолженность за потребленные энергоресурсы на 2.7% до 90 млрд руб
21.04.2003
14:39
Правительство исключило из списка приватизации на 2003 г. 3.19% акций "Ингосстраха" и включило в список 44.9% "Лензолото"
21.04.2003
14:37
Выручка от реализации товаров, работ и услуг "АК "Транснефтепродукт" в 2002 г. выросла на 73.7% до 8.8 млрд руб
Комментарии отключены.