Минфин России считает, что необходимо законодательно закрепить возможность субъектов Российской Федерации определять, в соответствии с общими принципами, свое бюджетное устройство, в том числе - с разделением местных бюджетов (за исключением бюджетов городов) на два и более самостоятельных типа (уровня) и разграничением между ними налогово-бюджетных полномочий.
Об этом говорится в материалах Минфина, подготовленных для сегодняшнего заседания Правительства РФ в рамках Программы Минфина развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года, сообщает Департамент правительственной информации.
До 1995 года существовало 3 уровня административно-территориального деления и, соответственно, 3 уровня бюджетной системы субъектов Российской Федерации:
1) региональный (субъектов Федерации);
2) районов и городов областного (краевого, республиканского, окружного) значения;
3) городов районного подчинения, поселков, сельских администраций, районов в городах.
Принятый в 1995 году федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" допускает различные трактовки функций и предметов ведения местного самоуправления, не содержит четких критериев их отделения от государственных функций и не устанавливает четкого разграничения полномочий, в том числе налогово-бюджетных, между муниципальными образованиями разных типов и территориальных уровней. Возможность разграничения этих полномочий законами субъектов Федерации сдерживается неопределенностью норм о территориальных основах местного самоуправления.
Минфин предлагает внести в федеральное законодательство изменения и дополнения, обеспечивающие:
1) Уточнение сферы вопросов местного значения (отнесение к вопросам местного ведения дошкольного и школьного образования, базового медицинского обслуживания, социального обеспечения, организации предоставления коммунальных услуг, обслуживания жилого фонда и т.д.; резкое сокращение необходимости в делегировании органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий).
2) Законодательное закрепление понятия "муниципальные образования разных типов (уровней)" (принцип вхождения одного муниципального образования в состав другого муниципального образования, либо распространения юрисдикции двух и более муниципальных образований на одну и ту же населенную территорию, определение особенностей образования и определения территориального состава муниципальных образований разных типов и их взаимодействия друг с другом).
3) Установление общих принципов и порядка разграничения предметов ведения и полномочий между муниципальными образованиями разных типов (определение минимального набора предметов ведения и полномочий, в том числе расходных и доходных, для муниципальных образований разных типов и уровней, рамочные принципы разграничения полномочий законодательством субъекта Российской Федерации и на договорной основе между органами местного самоуправления).
4) Упорядочивание территориальной организации местного самоуправления (введение критериев образования, ликвидации населенных пунктов, определения их статуса, границ и территории муниципальных образований).
На основе этого в Бюджетном кодексе должна быть установлена возможность формирования в субъектах Федерации нескольких уровней местных бюджетов (за исключением городов), определена сфера их расходных полномочий, отвечающая предметам ведения органов местного самоуправления, введены единые принципы формирования доходов местных бюджетов разных уровней и выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Одновременно в Налоговом кодексе должны быть уточнены налоговые полномочия органов местного самоуправления разных уровней.
В результате субъекты Федерации должны получить возможность реализовать нормы закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в отношении законодательного разграничения расходных и доходных полномочий между муниципальными образованиями разных типов (уровней). При этом в федеральном законодательстве должны быть закреплены рамочные условия и четкие принципы такого разграничения с предоставлением права муниципальным образованиям делегировать на договорной основе друг другу часть своих полномочий.
Комментарии отключены.