Международное рейтинговое агентство Standard & Poors подтвердило присвоенные республике Украина долгосрочный суверенный кредитный рейтинг по обязательствам в национальной и иностранной валюте, а также рейтинг приоритетных долговых обязательств и краткосрочный суверенный кредитный рейтинг на уровне "B", сообщило S&P.
Негативный прогноз по указанным рейтингам также подтвержден.
"Негативный прогноз, означающий вероятность понижения рейтинга, остается в силе ввиду неопределенности в финансовой сфере, которая сохраняется несмотря на недавно появившиеся признаки улучшения ситуации", - отметила Хелена Хессел, кредитный аналитик Standard & Poors. - Продолжающиеся финансовые проблемы страны коренятся исключительно в бюджетной сфере, учитывая значительные международные резервы Национального банка Украины (свыше 4 млрд долл.)".
За время, прошедшее с 12 ноября 2002 г., когда рейтинговый прогноз был изменен со "Стабильного" на "Негативный", Украина успешно разместила выпуск еврооблигаций на сумму в 260 млн долл. (декабрь 2002 г.). В сочетании с принятием ряда срочных законодательных мер, позволивших увеличить объемы заимствований на внутреннем рынке, сократить незащищенные статьи расходов и накопить кредиторскую задолженность, это позволило правительству в 2002 г. полностью осуществить платежи по внутреннему и внешнему долгу - как того и ожидало Standard & Poors.
По оценкам, в 2003 г. сумма платежей по государственному внутреннему и внешнему долгу увеличится до 2.2 млрд долл., включая погашение еврооблигаций в сентябре и проценты в сумме 600 млн долл. Это увеличение включает рост платежей по внешнему долгу с 1.3 млрд долл. в 2002 г. до 1.6 млрд долл. в 2003 г.
Недавно принятый в законодательном порядке бюджет 2003 г. представляется более реалистичным, чем первоначальный проект, предложенный правительством и доработанный парламентом. В частности, расходная часть сокращена до 50 млрд грн (около 9 млрд долл.) против ранее намеченных 54 млрд грн. Первоначально заложенные в бюджете поступления от приватизации, за счет которых предполагалось покрывать бюджетный дефицит и платежи по долгу в суммарном размере 0.8% ВВП, были существенно скорректированы в сторону уменьшения до 2.1 млрд грн.
"Между тем даже сокращенный плановый показатель поступлений от приватизации может оказаться завышенным, - добавила г-жа Хессел. - В 2002 г. доходы от приватизации составили лишь 131 млн долл. (вместо намечавшегося 1 млрд долл.), а темпы приватизации в текущем году уже отстают от запланированных. К тому же, учитывая неспокойную внутриполитическую обстановку, едва ли можно ожидать, что выполнение непростой и политически неоднозначной программы приватизации может быть ускорено".
В целом неудовлетворительная реализация декларируемой экономической политики свидетельствует о политической разобщенности и нерешительности парламента, а также о непоследовательности правительства, фактически контролируемого президентом Кучмой. Новое правительство, возглавляемое Виктором Януковичем, пришедшее к власти в декабре, добилось определенных успехов в законодательной сфере, но и оно не пользуется сколько-нибудь весомой поддержкой парламента. В результате задерживается принятие решений по ряду политически непростых вопросов - таких, как новый Налоговый кодекс, который изменил бы порядок предоставления налоговых льгот компаниям с хорошими связями в высших эшелонах власти, выплата возмещения по НДС предприятиям-экспортерам и ускорение процесса приватизации. Из-за указанных нерешенных проблем Украине не удается согласовать новую программу с Международным валютным фондом (МВФ). Это, в свою очередь, задерживает получение займов Всемирного банка (ВБ).
Как отметила г-жа Хессел, "без поступления средств со стороны МВФ и ВБ Украина столкнется с проблемой значительного финансового дефицита. Правительство по-прежнему планирует привлечь заимствования на сумму до 600 млн долл. Тем не менее неопределенность по ряду проблем сохраняется, и согласование и реализация новой программы МВФ помогут сохранить рейтинг Украины на текущем уровне".
Комментарии отключены.