Госдума в среду отклонила в I чтении законопроект "Об особом правовом статусе на территории РФ оффшорных компаний".
Согласно законопроекту, под оффшорной компанией понимается юридическое лицо-нерезидент РФ, зарегистрированное в стране или на территории, имеющей оффшорный статус, в пределах которой действуют налоговые, таможенные, инвестиционные и другие льготы и которое уполномочено осуществлять операции с нерезидентами страны в месте нахождения оффшорной компании.
Согласно законопроекту, оффшорным компаниям запрещается осуществлять экспортно-импортные операции, валютные операции, участвовать в приватизации государственного и муниципального имущества, а также иметь в собственности акции открытых акционерных обществ.
Против законопроекта выступило правительство и комитет Госдумы по экономической политике и предпринимательству, поскольку положения законопроекта вступают в противоречие с российским законодательством РФ и ее международными обязательствами. Кроме того, запрет на совершение текущих валютных операций противоречит обязательствам России по статье VIII Соглашения Международного валютного фонда, и что порядок предоставления данных из реестра акционеров акционерного общества уже урегулирован законами "Об акционерных обществах" и "О рынке ценных бумаг".
Согласно официальному отзыву правительства РФ, международная практика показывает, что меры запретительного характера в отношении деятельности оффшорных компаний не дают желаемого результата. В связи с этим экономически развитые страны мира идут не по пути запрещения тех или иных видов деятельности указанных компаний, а по пути их урегулирования и контроля.
Все очень точно и дополняет ранее провозглашенный некоторыми влиятельными российскими экономистами и предпринимателями тезис о том, что капитал идет туда, где ему комфортно. И какие бы правительство не ставило преграды, утечка российского капитала за рубеж будет продолжаться.
Начало борьбы в России с оффшорами отражает общую ситуацию в мире по борьбе с отмыванием незаконно приобретенного капитала и его перемещением.
С этим борется и Международная группа по борьбе с финансовыми злоупотреблениями FATF, и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Однако страны, предоставляющие оффшорные услуги и аккумулирующие огромные средства (до 6% от своего ВВП и выше), используют свои достаточно мощные лоббистские возможности для противодействия этому.
Возможно только Банку России удастся ввести в действие поправки в закон о запрете оффшорным компаниям осуществлять прямой или косвенный контроль над банками (до 10%) со стороны компаний, зарегистрированных в непрозрачных оффшорных зонах, где информация о реальных владельцах закрыта или практически недоступна.
Для российских же компаний, зарегистрированных в зарубежных оффшорах, все остается по-прежнему.
И в этом случае основная нагрузка по повышению прозрачности российской экономики замыкается на финансовой разведке РФ - комитете по финансовому мониторингу РФ.
Комментарии отключены.