Объем нераспределенной нефти, добытой российскими компаниями, может достичь к осени 10-25 млн т в зависимости от конъюнктуры мирового рынка, считает вице-президент "ЛУКОЙЛа" Леонид Федун.
Как он отметил, это связано с неразвитой российской экспортной системой трубопроводов.
Необходимо срочно принимать меры по увеличению ее мощностей. Это будет основным вопросом на предстоящей встрече российских нефтяников с вице-премьером Виктором Христенко, отвечающим за доступ к трубе.
Кроме того, нефтяники планируют обсудить проект строительства нефтеналивного порта в Мурманске, трубопровода к нему и трубопровода из Сургута. Как сказал Л.Федун, уже разработано ТЭО этого трубопровода.
В целом считает Л.Федун, осенний кризис российские нефтяные компании будут переживать по принципу "каждый сам за себя".
Как считает Л.Федун, у ЛУКОЙЛа неплохие шансы пережить осенний кризис. Кроме того, компания готовит свои новые экспортные маршруты. Так, к 2004 г. заработает первая очередь терминала в Высоцке мощностью 5 млн т в год и стоимостью 100 млн долл., с перспективой удвоения его мощности. ЛУКОЙЛ также будет поставлять до 3 млн т нефти в Астрахань и до 7 млн т через Калининград.
Предвестником кризиса перепроизводства стали сообщения о том, что "Сургутнефтегаз" столкнулся с кризисом перепроизводства - компания не может пристроить 23 тыс. т нефти в день. У "Сургутнефтегаза" на конец января оказались не распределенными 750 тыс. т нефти.
Как пояснил аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров, это связано с высокой зависимостью "Сургутнефтегаза" от экспортных поставок: с учетом нефтепродуктов эта компания вывозит до 85% добытой нефти, тогда как "ЮКОС" - 70% , а "ЛУКОЙЛ" - менее 60%.
Кроме того, компания имеет лишь у себя один Киришский НПЗ, которой не в состоянии переработать излишки нефти. Кроме того, в Белоруссии, где "Сургутнефтегаз" традиционно имел стабильный рынок сбыта, - затоваривание. А экспортная труба не резиновая - нефть всех российских компаний не пропускает.
Для сравнения, степень вертикальной интеграции (соотношение мощностей по переработки и добыче), "Сургутнефтегаза" составляет 35% , у "ЮКОСа" - 70% , "ЛУКОЙЛа" - 67%, ТНК - свыше 90%.
Несмотря на надвигающийся кризис перепроизводства, крупнейшие российские нефтяные компании в январе увеличили объемы добычи. Совокупный объем добычи вырос с 7.95 млн баррелей в день в декабре до нового рекордного за постсоветский период уровня 8.07 млн баррелей в день в январе. В ноябре объем добычи составил 8.0 млн баррелей в день.
В России объем экспорта нефти через систему "Транснефть" вырос в январе на 200 тыс. баррелей в день по сравнению с декабрем до 3.09 млн баррелей в день по данным Минэнерго РФ. На "Транснефть" приходится более 3/4 всего российского экспорта нефти. Поставки нефти из России все же были ниже максимальных при нынешних объемах производственных мощностей вследствие штормов в Черном море и замерзания Финского залива. Закрытие "Транснефтью" трубопровода к латвийскому порту Вентспилс также сказалось на объемах экспорта.
Как считают эксперты Объединенной финансовой группы (ОФГ), экспорт нефти через терминал Вентспилс мощностью 322 тыс. баррелей в сутки может возобновиться в результате усилий ведущих российских нефтяных компаний, активно лоббирующих в правительстве увеличение загрузки всех имеющихся экспортных мощностей. За первые 9 месяцев 2002 г. поставки нефти через Вентспилс значительно сократились - на 33% по сравнению с аналогичным периодом 2001 г.
Напомним, что Россия с 1 января 2003 г. решила полностью прекратить экспорт через Вентспилс. Возможно, это решение преследовало политические цели: Россия пыталась таким образом заставить латвийских акционеров терминала продать свою долю российской стороне, считают в ОФГ.
Комментарии отключены.