S&P: Развитие негосударственного пенсионного обеспечения ограничивается незрелостью российского фондового рынка

Развитие негосударственного пенсионного обеспечения ограничивается незрелостью российского фондового рынка. Такой вывод сделало международное рейтинговое агентство Standard&Poor`s.

Как отмечает S&P, подъем российского фондового рынка за последние три года был одним из ключевых факторов, способствующих восстановлению сектора финансовых услуг после кризиса 1998 г. Банки, страховые и брокерские компании, паевые инвестиционные фонды и пенсионные фонды смогли восстановить доходность и объемы бизнеса во многом благодаря росту рыночной стоимости вложений в ценные бумаги. Тем не менее к настоящему моменту ассортимент рыночных инструментов стал отставать от потребностей финансовых компаний. В частности, эффективное размещение пенсионных резервов требует большего объема долгосрочных и сравнительно надежных бумаг, чем предлагается рынком. Развитие негосударственной пенсионной системы на настоящем этапе напрямую зависит от решения ключевого вопроса: куда инвестировать средства?

S&P напоминает, что негосударственные пенсионные фонды появились в России после подписания в 1992 г. Указа "О негосударственных пенсионных фондах", который позднее - в 1998 г. - получил статус федерального закона. В январе 2002 г. в стране было зарегистрировано 268 фондов, обслуживавших 3.9 млн человек, или 5% экономически активного населения России. Большая часть бенефициариев обслуживается негосударственными фондами в рамках корпоративных схем пенсионного обеспечения.

Закон определяет негосударственные пенсионные фонды как особую организационно-правовую форму некоммерческих организаций социального обеспечения, единственной целью деятельности которых является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении с вкладчиками фонда в интересах участников фонда. Виды деятельности фондов - это прежде всего накопление пенсионных взносов, размещение пенсионных средств, учет пенсионных обязательств фонда и выплаты пенсий участникам фонда. Размещение пенсионных средств должно осуществляться через управляющую компанию фонда - коммерческую организацию, которая имеет соответствующую лицензию. В середине 2002 г. в стране действовало 90 управляющих компаний.

После кризиса 1998 г. негосударственные пенсионные фонды продемонстрировали высокую динамику развития, чему способствовал рост российского рынка ценных бумаг. С конца 1998 г. до конца 2001 г. пенсионные резервы увеличились в 8 раз, составив 33.6 млрд руб. (1.1 млрд долл.). Ежегодные пенсионные выплаты за тот же период увеличились в 4 раза - до 1.025 млрд руб. (33 млн долл.).

Несмотря на столь быстрое развитие, до сегодняшнего момента этот сектор играл весьма скромную роль в пенсионной системе страны. Поскольку взносы физических лиц в частные пенсионные фонды являлись добровольными, они облагались подоходным налогом и отчислениями на социальные нужды, что делало эту систему слишком дорогой как для работодателей, так и для работников. Еще одним сдерживающим фактором стал низкий уровень доверия населения к частным финансовым учреждениям, считает S&P.

Новый этап в развитии системы негосударственного пенсионного обеспечения ознаменовала начавшаяся в России в 2002 г. реформа пенсионной системы. Поскольку общая концепция реформы была нацелена на привязывание пенсионных выплат к объему взносов и обеспечение достаточности выплат для компенсации изменений покупательной способности рубля, возникла необходимость в создании накопительной пенсионной системы, которая компенсировала бы недостатки существующей модели, предусматривающей выплату пенсий из текущих отчислений. В результате реформы будет создана система обязательного накопительного пенсионного обеспечения с прямым участием негосударственных пенсионных фондов.

В частности, как полагает S&P, трудовой пенсионный взнос работника будет включать три компонента, или уровня:

· Базовая пенсия, которая гарантирует получение минимальной пенсии всеми работниками, имеющими минимальный трудовой стаж. В федеральный бюджет ежемесячно отчисляются средства в размере 14% личного заработка, которые расходуются непосредственно на выплату текущих пенсий.

· Страховая пенсия, зависящая от заработка работника за определенный период и индексируемая в соответствии с изменениями среднего заработка. Ежемесячные отчисления в размере 6% дохода работника перечисляются в Государственный пенсионный фонд и накапливаются на его личном пенсионном счете. Эта схема сочетает в себе черты распределительной модели, предусматривающей выплату пенсий из текущих поступлений, и накопительной модели.

· Накопительная пенсия, которая предусматривает перевод пенсионных отчислений работника на его личный пенсионный счет в Государственном пенсионном фонде, а затем в Негосударственный пенсионный фонд (по выбору работника) для получения прироста стоимости вклада. Эти взносы не могут быть использованы для выплаты текущих пенсий. Суммы ежемесячных отчислений определяются в зависимости от возраста работника:

o для лиц моложе 35 лет ежемесячные отчисления будут увеличиваться ежегодно на 1% - с 3% в 2002 г. до 6% в 2006 г.;

o для лиц в возрасте от 35 до 50 лет отчисления составляют 2%;

o мужчины старше 50 лет и женщины старше 45 лет средства по накопительной пенсионной схеме не отчисляют.

Взносы во все три уровня пенсионной схемы будут собираться в составе единого социального налога и не будут облагаться налогом на доходы физических лиц. Таким образом, появились мощные экономические стимулы для развития накопительной системы пенсионного обеспечения. Достаточно сказать, что с января по июль 2002 г. количество частных фондов увеличилось на 50% - с 268 до 386.

С 1 января 2002 г. начался приток поступлений в рамках накопительной пенсионной системы; средства аккумулируются на специальных счетах в государственном Пенсионном фонде РФ. Передача этих средств в частные пенсионные фонды по заявлениям работников будет разрешена только в 2004 г. До этого момента размещением пенсионных взносов занимается Пенсионный фонд РФ. В первой половине 2002 г. средства вкладывались в государственные рублевые облигации и еврооблигации. Специальный Закон "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий", вступивший в силу в июле 2002 г., предусматривает более широкий спектр финансовых инструментов, доступных для размещения накопительных взносов.

В соответствии с законом взносы в накопительную пенсионную систему могут быть вложены в ценные бумаги правительства РФ, ценные бумаги местных органов власти, облигации других российских эмитентов, акции российских эмитентов, включенных в листинг, акции или паи индексных паевых фондов, размещающих средства в иностранные облигации и акции инвестиционной категории, ипотечные ценные бумаги российских эмитентов, рублевые банковские вклады и счета, валютные депозиты в банках. Вложение средств в другие активы, не перечисленные явным образом в законе, запрещается.

Закон налагает определенные ограничения по уровню концентрации средств инвестиционного портфеля. Так, ценные бумаги одного эмитента или группы аффилированных эмитентов не могут превышать 5% совокупного объема портфеля (за исключением ценных бумаг правительства РФ). Кроме того, акции одного эмитента не могут превышать 10% уровня его рыночной капитализации; облигации одного эмитента - 10% совокупного количества облигаций, выпущенных этим эмитентом (за исключением облигаций Правительства Российской Федерации); вклады и ценные бумаги одного банка не могут превышать 10% совокупного объема портфеля; иностранные ценные бумаги - 20% портфеля.

Помимо определенных законом лимитов концентрации, необходимых для ограничения кредитных рисков, размещение инвестиционного портфеля должно удовлетворять определенному уровню риска и доходности, установленному менеджером фонда. Для минимизации риска потерь пенсионных резервов они должны вкладываться в высоконадежные инструменты, имеющие к тому же длинную срочность и доходность, покрывающую уровень инфляции. В настоящий момент подобные инструменты сводятся к еврооблигациям РФ, которых явно недостаточно для удовлетворения потребностей пенсионной системы. Для того чтобы накопления населения эффективно использовались для подъема отечественной экономики, необходимо наличие инструментов, выпущенных частными компаниями под инвестиционные нужды. А таких инструментов на российском рынке пока нет.

По мере приближения странового рейтинга России к инвестиционному уровню потребность частных компаний в долгосрочных заимствованиях будет неуклонно возрастать (в связи с необходимостью компенсации острого ресурсного дефицита, наблюдаемого в последние два десятилетия). Современный финансовый инструментарий позволяет компаниям создавать конструкции, кредитоспособность которых выше, чем отдельной компании. Это позволяет снизить ставки заимствования. Речь идет о так называемых сделках структурированного финансирования (structured finance), в том числе выпуске ценных бумаг, обеспеченных активами (asset-backed securities), частным примером которых служат ипотечные ценные бумаги. Появление на рынке подобных инструментов расширит компаниям доступ на рынок капитала и одновременно послужит развитию финансового сектора страны.

По прогнозам министерства экономического развития РФ, к 2007 г. совокупная сумма средств в накопительной пенсионной системе увеличится с 1.3 млрд долл. в 2002 г. до 17.5 млрд долл. На тот же период прогнозируется увеличение процентного отношения этих средств к ВВП с 0.4% до 4.0%. Очевидно, что развитие обязательной накопительной системы будет способствовать росту масштаба деятельности негосударственных пенсионных фондов, даже если они будут обслуживать меньшую в сравнении с Пенсионным фондом РФ часть пенсионной системы, отмечает S&P.

Другие новости

03.02.2003
11:35
По оценкам аналитиков ОФГ, чистая прибыль "Сибнефти" по US GAAP сократилась в 2002 г. на 8% до 1.199 млрд долл., выручка повысилась на 29% до 4.795 млрд долл
03.02.2003
11:30
Чистая прибыль банка "Русские финансовые традиции" в 2002 г. выросла в 12.9 раза до 5.1 млн руб
03.02.2003
11:22
Компания Ericsson понесла чистые убытки седьмой квартал - в размере 965 млн долл. в IV квартале
03.02.2003
11:17
"ЛУКОЙЛ" получил синдицированный кредит в 75 млн долл. для освоения казахстанского месторождения "Карачаганак"
03.02.2003
11:11
S&P: Развитие негосударственного пенсионного обеспечения ограничивается незрелостью российского фондового рынка
03.02.2003
10:58
На ММВБ с 1 февраля вступили в действие новые правила листинга, предусматривающие требования по соблюдению кодекса корпоративного поведения и предоставления отчетности в соответствии с МСФО
03.02.2003
10:51
В понедельник по итогам торгов на Токийской фондовой бирже индекс Nikkei 225 вырос на 1.93% до 8,500.79 пункта
03.02.2003
10:46
По мнению аналитиков ИФ "Олма", сегодня на фондовом рынке вероятно разнонаправленное движение котировок
03.02.2003
10:43
Австрийская компания Voest Alpine до конца 2006 г. поставит ОАО "Северсталь" оборудование АСУ для стана "2000"
Комментарии отключены.