ОАО НК "Сургутнефтегаз" столкнулось с кризисом перепроизводства - компания не может пристроить 23 тыс. т нефти в день, пишут сегодняшние "Ведомости".
Ханты-мансийский губернатор Александр Филипенко говорит об остановке скважин, "Транснефть" объясняет все маркетинговыми просчетами "сургутян", а в Минэнерго подозревают, что "Сургут" добивается увеличения экспорта.
Как ранее сообщал МФД-ИнфоЦентр, ОАО "Сургутнефтегаз" в 2003 г. планирует увеличить добычу нефти на 7.5% по сравнению с 2002 г. до 52.9 млн т. Добычу газа планируется увеличить на 2.3% до 13.6 млрд куб. м. Будет введено в эксплуатацию три новых месторождения.
ОАО "Сургутнефтегаз" в прошлом году добыло 49.5 млн т нефти и 13.3 млрд кубометров газа, переработало 16.2 млн т нефти. Выручка компании за 9 месяцев прошлого года составила 4.29 млрд долл., ее капитализация на 31 января, по данным РТС, - 10.65 млрд долл.
Первым забил тревогу ханты-мансийский губернатор А.Филипенко. На пресс-конференции 21 января он сказал, что "Сургутнефтегаз" столкнулся с проблемой перепроизводства нефти и не может реализовать 750 тыс. т сырья и из-за этого, по словам губернатора, вынужден сокращать добычу.
Информацию о проблемах "Сургутнефтегаза" подтвердил и вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев. В пятницу он сообщил "Ведомостям", что с начала этого года прием нефти от "Сургутнефтегаза" ограничен. Теперь в магистральный нефтепровод компания сдает ежесуточно на 23 тыс. т (17% от добычи - "Ведомости") меньше обычного. С.Григорьев объясняет это слабой работой коммерческих служб "Сургутнефтегаза", которые не могут продать все добываемое сырье, из-за чего у компании накопилась нераспределенная нефть. "А на ответственное хранение эту нефть мы принимать не можем, в системе "Транснефти" нет для нее свободного места", - добавляет вице-президент. По его словам, как только у нефтяной компании появятся покупатели на всю нефть, ограничения на прокачку будут сняты.
Официально "Сургутнефтегаз" ситуацию не комментирует, однако один из сотрудников компании подтвердил "Ведомостям", что "Транснефть" не принимает у "сургутян" часть нефти. "Мы просили дать нам поставлять дополнительно на наш Киришский НПЗ. Но нам отвечают, что в трубе на Приморск нет места", - говорит он. В то же время представитель компании опроверг слухи об остановке скважин из-за затоваривания.
Сотрудник Минэнерго, пожелавший сохранить анонимность, тоже винит в проблемах со сбытом саму нефтяную компанию. Но он говорит не о плохой работе маркетинговой службы "Сургутнефтегаза", а об "их нежелании идти на более дешевые рынки внутри страны". В начале года внутренняя цена на нефть, как и год назад, опустилась очень низко. Согласно отчету Объединенной финансовой группы, 1 баррель стоит сейчас 5 долл., а в сентябре 2002 г. цена была на уровне 17 долл. И чиновник предполагает, что "Сургутнефтегаз" просит дополнительные объемы прокачки на Кириши, чтобы затем отправить это сырье на экспорт по железной дороге через Эстонию, как компания делала до строительства экспортного терминала в Приморске. Того же мнения и С.Григорьев из "Транснефти". "Переадресация нефти с НПЗ на экспорт - очень распространенная схема, - говорит чиновник Минэнерго. - В прошлом году таким способом из России было вывезено 22 млн т".
Ожидается, что просьба "Сургутнефтегаза" о дополнительных поставках на Киришский НПЗ будет сегодня рассмотрена на заседании комиссии по доступу к экспортным трубопроводам и терминалам ("комиссия Христенко").
Аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров отмечает высокую зависимость "Сургутнефтегаза" от экспортных поставок: с учетом нефтепродуктов эта компания вывозит до 85% добытой нефти, тогда как "ЮКОС" - 70% , а "ЛУКОЙЛ" - менее 60%. "А экспорт сейчас ограничен, - продолжает эксперт. - На Балтике - льды, в Новороссийске штормит, в Белоруссии, куда "Сургут" традиционно делает большие поставки, - затоваривание". Ситуацию, по мнению В.Нестерова, усугубляет и низкая степень вертикальной интеграции (соотношение мощностей по переработки и добыче). У "Сургутнефтегаза" этот показатель составляет 35% , у "ЮКОСа" - 70% , "ЛУКОЙЛа" - 67%, ТНК - свыше 90%. То есть при вынужденном снижении экспорта сургутской компании непросто перебросить "лишнюю" нефть на заводы.
Комментарии отключены.