Как предусматривалось, к 27 января - дню вступления в действие федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" - органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ должны были принять региональные законы, чтобы "максимально учесть специфику регионов". Об этом сообщается в заявлении председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Ивана Старикова.
Однако, по его словам, сегодня "можно по пальцам пересчитать" регионы, где это сделано: такой закон принят, например, в Краснодарском крае, да еще в 5-6 субъектах Федерации законопроект прошел первое чтение.
По его словам, такая "нерасторопность" на местах происходит "по непонятным причинам" и тормозит земельную реформу, так как появляется возможность использовать федеральный закон, "не учитывая региональную специфику". Это, в конечном счете, "не добавляет авторитета федеральной власти", добавил И.Стариков.
Он напомнил, что земли сельскохозяйственного назначения (пашня, сенокосы, посевы многолетних трав, часть лесного фонда) занимают в РФ 406 млн гектаров. Доля же земельного налога, которая приходится в настоящее время за пользование ими - менее 7%, тогда как городские и поселковые земли дают 86% его поступлений. Между тем в распоряжении субъектов РФ и муниципальных образований находится около 40 млн га земель фонда перераспределения. Но ожидать отдачи от них можно только с началом их приватизации, решение о которой принимают опять же на местах.
Председатель комитета высказал также претензии к Госдуме, которая до сих пор не определилась по срокам рассмотрения поправок к федеральному закону об ипотеке, которые позволили бы ввести практику залога земли. А без этого, полагает И.Стариков, банки не пойдут на предоставление селу долгосрочных кредитов.
Причину подобных задержек с реализацией закона об обороте сельхозземель И. Стариков видит прежде всего в том, что "опять стала появляться некая политическая составляющая, на местах в преддверии парламентских выборов в Госдуму не хотят обращаться к этому закону".
В этих условиях в России продолжает процветать теневой рынок земли, вокруг городов сплошь и рядом на пахотных землях, которые выводятся из оборота подзаконными актами, вырастают коттеджи, сказал И.Стариков. Он высказался за то, чтобы еще более ужесточить меры ответственности за нецелевое использование сельхозземель.
Председатель комитета заявил также, что "стоит подумать" о возрождении в стране такого координирующего органа по земельной реформе, как Госкомзем РФ. У ныне действующего Росземкадастра полномочий "явно недостает", заметил он.
Комментарии отключены.