Валовой объем продукции авиационной промышленности в 2000 г. составил 73.8 млрд. руб., прибыль - 17.1 млрд. руб., темп роста объема выпуска продукции - 41.4%. Об этом говорится в материалах, представленных к сегодняшнему заседанию Правительства РФ.
В результате деятельности авиапрома поступления в бюджеты всех уровней и социальные фонды составили 16.6 млрд. руб. Это свидетельствует о высокой бюджетной эффективности отрасли: на каждый вложенный рубль из федерального бюджета приходится 2.9 рубля доходов.
Произведенная в 2000 г. продукция (включая экспортные поставки) распределяется следующим образом: - военная авиационная техника и вооружение - 69.5%; - гражданская авиационная техника - около 14%; гражданская продукция и товары народного потребления - 17%.
Наблюдается высокий экспортный потенциал авиационной промышленности. Прежде всего, это касается военной продукции, объем экспорта которой в 2000 г. достиг 1.33 млрд. долларов, превысив уровень прошлого года более чем в 1.6 раза. Ожидается дальнейший рост этого показателя и в среднесрочной перспективе.
Достаточно высока доля экспорта и по гражданской авиационной технике: в стоимостном выражении объем ее производства составил около 10.3 млрд. рублей, из которых более половины приходится на зарубежные поставки. Основу экспорта составляют вертолеты, на которые сохраняется устойчивый спрос: ежегодно их экспортируется более 40 штук.
Начиная с 1992 года в авиационной промышленности осуществляются радикальные преобразования, прежде всего связанные с изменением форм собственности. В настоящее время в состав авиастроительного комплекса входят: 29% - государственные предприятия; 32% - акционерные общества с пакетом акций, закрепленных в федеральной собственности; 5% - акционерные общества, в отношении которых государство применяет "специальное право" ("золотая акция"); 34% - акционерные общества без закрепления акций в федеральной собственности.
Однако процесс приватизации и либерализации экономических отношений внутри отрасли не дал ожидаемых результатов. Государственный заказ на основные виды авиационной техники и вооружения обеспечивает загрузку производственных мощностей на 10-15%. Финансово-экономическое положение большинства предприятий обеспечивается на минимально допустимом уровне за счет экспорта и заказов топливно-энергетического комплекса и автомобильной промышленности. Серийный выпуск авиационной техники для внутреннего потребления представляет собой единичное производство. Задержки с бюджетным финансированием, отсутствие у предприятий собственных оборотных средств привели к огромным долгам.
По мнению Росавиакосмоса, причинами кризисного положения в авиастроительном комплексе являются:
- отсутствие четкой и ясной политики в области развития отечественной авиации;
- резкое сокращение оборонного заказа и его финансирования (расходы на НИОКР и закупку авиационной техники сократились в 13-14 раз);
- отсутствие финансовых механизмов обеспечения производства и передачи в эксплуатацию гражданской авиационной техники;
- отсутствие государственной финансовой поддержки процессов реструктуризации и реформирования;
- несовершенство законодательной и нормативной базы для успешного функционирования авиапромышленного комплекса в условиях рыночной экономики.
Устранению этих причин должно способствовать скорейшее принятие федеральной целевой программы "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса в 2001-2005 гг. и на период до 2010 года" и ее составной части - подпрограммы реформирования и развития авиационной промышленности, направленной на концентрацию профильного производства на ограниченном количестве контролируемых государством крупных системообразующих научно-производственных комплексов (интегрированных структур).
Комментарии отключены.