Президент Владимир Путин и японский премьер Дзюнъитиро Коидзуми подписали соглашение о сотрудничестве в вопросах строительства нефтепровода протяженностью 3,885 км с месторождений Сибири до Приморского побережья. Стоимость проекта оценивается в 5-6 млрд долл.
Однако, как известно, конкретные меры в этом направлении не обсуждались. Как отмечают эксперты в Объединенной финансовой группе (ОФГ), указанный проект более выгоден со стратегической точки зрения по сравнению со строительством нефтепровода в Китай, поскольку Россия сможет также экспортировать нефть в США и страны азиатско-тихоокеанского региона. Однако он является и более дорогим. Готовность японской стороны покупать у России 1 млн баррелей нефти в сутки (20% потребляемой Японией нефти) также является важным аргументом в пользу проекта.
В свете этого соглашения перспективы реализации проекта НК "ЮКОС" по строительству нефтепровода в Китай представляются более туманными, считают в ОФГ. Более того, глава "ЮКОСа" Михаил Ходорковский заявил ранее, что "ЮКОС" хочет получить 50%-ную долю в этом нефтепроводе. По словам М.Ходорковского, для осуществления проекта к 2005 г. в действующее законодательство необходимо внести изменения уже в I квартале 2003 г. Однако в настоящее время правительство считает, что нефтепроводы должны оставаться в государственной собственности. Поэтому "ЮКОС" может пересмотреть свои планы по инвестированию 500 млн долл. в китайский проект, считают в ОФГ.
Как отметили в ИК "Тройка Диалог", Япония заинтересована в прокладке такого трубопровода - это позволит ей снизить зависимость от поставок с нестабильного Ближнего Востока, на долю которых приходится 90% японского импорта энергоносителей. И все же будущее этого проекта неясно, поскольку работа над ним находится на более ранней стадии, чем разработка двух других крупных проектов, предусматривающих строительство экспортных трубопроводов: Западная Сибирь - Мурманск, который поддерживают ЛУКОЙЛ, ТНК, ЮКОС и Сибнефть, и трубопровода в Китай "Ангарск-Дацин", который поддерживает ЮКОС.
Тихоокеанский проект пока не получил поддержки российских нефтяных компаний, и неизвестно, гарантируют ли они загрузку нового трубопровода, отметили в ИК "Тройка Диалог".
Комментарии отключены.