Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's повысило сегодня долгосрочный кредитный рейтинг Ямало-Ненецкого автономного округа в иностранной валюте с ССС- ("Си-Си-Си-минус") до ССС+ ("Си-Си-Си-Си-плюс"). Прогноз рейтинга изменен со "Стабильного" на "Позитивный". Об этом говорится в пресс-релизе S&P, предоставленом агентству МФД-ИнфоЦентр.
Как говорится в заявлении Standard & Poor's, рейтинги отражают постоянно предпринимаемые Ямало-Ненецким автономным округом меры по улучшению финансово-экономического положения с момента реструктуризации кредита в феврале 2000 года, а также относительно низкий объем его долговых обязательств, богатую ресурсами и растущую экономику. Рейтинги также отражают значительную концентрацию экономических ресурсов в нефтегазовом секторе, подвергающую округ риску колебаний цен на нефть. Кроме того, отмечается медленный прогресс с улучшением финансовой и операционной прозрачности.
Ямало-Ненецкий автономный округ, имея население менее 500 тыс. человек и территорию, по размерам превышающую Францию, отличается одним из самых высоких показателей валового регионального продукта (ВРП) на душу населения в России, что объясняется огромными запасами природного газа и нефти. В округе добывается почти 90% всего российского природного газа, а также 10% нефти. Доминирующее положение в экономике округа занимает крупнейшая российская компания "Газпром", на долю которой приходится около двух третей налоговых поступлений в бюджет округа. В 1999 году эта цифра составляла 40%, что говорит о некоторой диверсификации в рамках сектора. Однако, за пределами нефтегазового сектора возможности диверсификации ограничены, учитывая имеющуюся ресурсную базу и географические характеристики региона.
После небольшого спада в 1998 и 1999 годах, промышленное производство в округе в 2000 году выросло на 2.3%. В контексте низкой доли экспорта округа любое значительное снижение цен на нефть и газ, или курса рубля, могло бы серьезно отразиться на экономике округа, и соответственно, поступлении доходов.
Объем задолженности округа является умеренно низким, прямые долги составляли 19% от уровня доходов по текущим операциям в 2000 году, отмечает Standard & Poor's. Округ продолжает обслуживание в полном объеме своих обязательств по синдицированному кредиту, который был реструктурирован в феврале 2000 года. Остающаяся непогашенная часть кредита в размере 57 млн долл. подвергает округ валютному риску. Данный кредит имеет срок погашения в декабре 2002 года и является единственным долговым обязательством округа в иностранной валюте. Все прочие долги представляют собой краткосрочные внутренние банковские кредиты. В 2001 году округ должен произвести выплаты по основным суммам долга на сумму 1.8 млрд руб. (60 млн долл.), половина из которых будет в долларах, половина - в рублях. Объем обслуживания долговых обязательств составляет около 8% бюджета округа на 2001 год.
Показатели поступления доходов в 2000 году были относительно сильными. По сравнению с 1999 годом уровень доходов по текущим операциям оказался выше примерно на 20%. По итогам года округ имел положительное сальдо по текущим операциям 21% и дефицит после капитальных затрат 3%. Основным источником налоговых поступлений был налог на прибыль компаний, размер поступлений по которому почти утроился по сравнению с 1999 годом, свидетельствуя об улучшении ситуации с получением доходов, а также сбором налоговых недоимок. Бюджет округа на 2001 год, предусматривающий рост доходов порядка 10% (без учета включения в бюджет достаточно крупных внебюджетных фондов), является достаточно консервативным и учитывает влияние изменения федеральных налогов в 2001 году. Сдерживающее влияние на ликвидность округа продолжают оказывать неденежные платежи в структуре доходов бюджета, хотя их доля и уменьшилась примерно до 32% в 2000 году по сравнению с более чем 40% в 1999 году.
Что касается финансовой и операционной прозрачности, то здесь ситуация улучшается медленно по сравнению с такими регионами и городами, как Санкт-Петербург, Иркутская и Самарская области, где наблюдается быстрый прогресс, отмечается в заявлении агентства Standard & Poor's. Низкий уровень информационной прозрачности остается серьезным слабым местом для округа. Кроме того, округ подвержен риску некоторой политической неопределенности ввиду его возможного объединения с Тюменской областью, а также значительным общероссийским рискам в сфере экономики, финансов и межвластных отношений.
Прогноз "ПОЗИТИВНЫЙ" отражает ожидания Standard & Poor's в отношении того, что экономический рост, достигнутый благодаря успешным действиям округа в рамках программы выдачи компаниям лицензий на разработку новых нефтегазовых месторождений, будет способствовать дальнейшему укреплению экономической базы и финансового положения округа. Рейтинг также отражает ожидание, что администрация округа продолжит разумную политику по управлению долгами. Однако, дальнейшее возможное повышение рейтинга будет зависеть от улучшения ситуации с информационной прозрачностью и ликвидностью округа (включая сокращение доли неденежных платежей), отмечается в пресс-релизе Standard & Poor's.
Комментарии отключены.