Авария танкера "Престиж", затонувшего у берегов Испании, скорее всего, вынудит Европейский Союз ускорить процесс создания Европейского агентства по безопасности на море, которое имело бы широкие полномочия по контролю танкеров в европейских водах, сообщило ВВС.
Европейская комиссия заявляет, что "несоответствующие стандартам суда и плавучие развалюхи должны исчезнуть из европейских вод в двухлетний срок".
Французский министр мореходства Жиль де Робьен уже заявлял, что этот процесс идет не так быстро, как хотелось бы. Для этого "необходима воля Европы", сказал он в интервью французской радиостанции, добавив, что принимаемые меры должны включать в себя создание морской полиции, которая проверяла бы опасные суда.
В настоящее время нормы, касающиеся нефтяных танкеров и утечек из них, содержатся в двух отраслях международного права. Одна из них устанавливает собственно правовой статус танкеров, другая регулирует обязательства, возникающие при нанесении ущерба.
Ответственность за нефтяные танкеры несет государство, в котором они зарегистрированы, то есть страна, под флагом которой ходит судно. "Престиж", принадлежащий греческой компании Mare Shipping и управляемый швейцарской фирмой Crown Resources, зарегистрирован на Багамах.
Обязательства страны флага и соответствующие стандарты деятельности устанавливаются Международной морской организацией (IMO), базирующейся в Лондоне. В нее входят 162 государства.
Авария танкера "Эрика" у северо-западных берегов Франции в декабре 1999 г. вынудила IMO разработать ускоренный план по выведению из состава флотов танкеров с одинарной обшивкой. Осуществление этой реформы планируется завершить к 2015 г.
Соединенные Штаты, в свою очередь, установили еще более жесткие нормы после катастрофы танкера "Эксон Вальдес" в 1989 г.
Кроме того, существуют и правила, регулирующие постройку, обслуживание и использование танкеров. "После того, как стандарты установлены, страна флага обязана их придерживаться", - поясняет представитель IMO Ли Адамсон.
Тем не менее многие государства не уверены в том, что за соблюдением правил ведется жесткий контроль. Такие страны формируют региональные организации, проводящие собственные проверки. К примеру, в Европе 18 государств присоединились к Парижскому меморандуму, в соответствии с которым осуществляется до 18 тысяч инспекций в год.
Если в результате аварии танкера происходит загрязнение окружающей среды, то выплаты на его ликвидацию производятся из фонда компенсации за ущерб от загрязнения нефтью (Фонд ИОПС). Средства в него вносят нефтяные компании.
США пошли еще дальше, разрешив предъявлять иски о возмещении ущерба к владельцам танкеров.
Согласно конвенциям, регулирующим деятельность Фонда ИОПС, владелец танкера обязан застраховать риски загрязнения окружающей среды на сумму, определяемую в зависимости от размеров корабля.
В случае с судном такого размера, как "Престиж", владелец вносит около 25 млн долл. Если в обслуживании судна не допускалось халатности, то этим его ответственность и ограничивается. Остальные средства, до 170 млн долл., выплачиваются международными фондами. Компенсации могут требовать как государства, так и компании, а также частные лица.
Когда в 1992 г. у берегов Испании сел на мель греческий танкер, перевозивший 80 тыс. т нефти, требуемая через суды сумма компенсаций достигла 250 млн долл. Выплачено было, однако, лишь около 40% этих денег, так как правила в то время были менее жесткими.
Представитель Фонда ИОПС заявила, что иски о компенсации ущерба, причиненного в результате аварии "Престижа", не заставят себя ждать. В соответствии с новыми инициативами ЕС сумма в этом случае может достичь 1 млрд евро.
Комментарии отключены.