Процессы реформирования угольной отрасли России не сопровождаются улучшением показателей ее финансового состояния. Кредиторская задолженность достигла 85.0 млрд. руб. и превысила дебиторскую в 3.1 раза. В общей сумме кредиторской задолженности более 67.0% составляет задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды. Так, задолженность за поставленную угольную продукцию достигла 8.0 млрд. руб., в том числе долг электроэнергетики - 4.0 млрд. рублей. Долги по заработной плате составляют 1.8 млрд. руб. (свыше 1.5 месяцев). В структуре задолженности по заработной плате неплатежи потребителей угольной продукции превышают 70%. Об этом говорится в поступившем в МФД-ИнфоЦентр сообщении для прессы ЗАО "РОСИНФОРМУГОЛЬ".
Хотя государственная поддержка отрасли по итогам 3 месяцев 2001 года составила почти 2 млрд.руб., что соответствует прошлогоднему уровню (но не учитывает инфляционной составляющей), однако в течение 1 квартала этого года она выделялась крайне неравномерно: основной объем финансирования (76%) пришелся на март месяц, а в январе господдержки не было вовсе.
В структуре господдержки основную долю составляли средства на ликвидацию особо убыточных шахт и разрезов - 64.6% (против 45% за аналогичный период прошлого года). В январе-марте 2001 года средства на инвестиции не выделялись совсем.
Уровень бюджетного финансирования на 1 т добычи угля предприятиям, не возмещающих свои расходы за счет свободных цен на уголь, в 1 квартале 2001 года снизился до 1.8 руб., против 4.41 руб. в прошлом году.
По мнению аналитиков, для обеспечения устойчивого развития отрасли и прироста добычи угля необходимо:
1. Создать новый механизм государственной поддержки, обеспечивающий строительство и ввод новых, высокопроизводительных угледобывающих предприятий, особенно в топливодефицитных регионах Дальнего Востока; усилить роль государства в воспроизводстве и наращивании мощностей по добыче угля.
2. Провести реструктуризацию долгов угольных предприятий по платежам в бюджет и внебюджетные фонды.
3. В 2001 году изыскать не менее 8 млрд. рублей господдержки, из которых не менее 3 млрд. руб. (37.5%) необходимо направить на техническое перевооружение действующих и строительство новых угледобывающих предприятий. В противном случае в ближайшие годы отрасль практически не будет иметь резервов для наращивания объемов добычи угля, особенно на Дальнем Востоке.
4. Завершить разработку проекта "Отраслевой комплексной программы повышения промышленной безопасности, обеспечения безопасных и здоровых условий труда в угольных организациях России на 2001-2004 годы". Сохранить существующий порядок финансирования из бюджета мероприятий по созданию безопасных условий работы в угольной отрасли в качестве приоритетного направления.
Кроме того, необходимо разработать и принять законодательные и нормативные акты федерального уровня, имеющие долговременное значение для организации стабильного финансового развития отрасли, основанного на использовании рыночных механизмов:
- дополнения в Федеральный Закон "О лицензировании видов деятельности", обеспечивающие регулирование финансовых потоков на угольном рынке в направлении увеличения рентабельности продаж угля для углепроизводителя;
- "Положение об использовании импортных углей на территории Российской Федерации", обеспечивающее защиту отечественных углепроизводителей и замещение импортных углей.
Комментарии отключены.