Госдума сегодня на пленарном заседании приняла в I чтении законопроект "О внесении изменений и дополнений в закон о связи", внесенный правительством РФ.
Данный законопроект устанавливает правовые основы деятельности в области связи в РФ или под юрисдикцией РФ, определяет полномочия органов госвласти в области связи, а также права и обязанности лиц, предоставляющих или пользующихся услугами связи.
Как отметил в своем выступлении министр связи РФ Леонид Рейман, данный законопроект предоставляет абоненту право выбора формы оплаты услуг связи. Согласно договору с оператором, абонент вправе выбрать повременную или обычную форму оплаты.
В законопроекте представлены принципиально новые, неурегулированные до настоящего времени на законодательном уровне положения по вопросам универсального обслуживания, оказания услуг присоединения к сети связи общего пользования и конкуренции традиционных и новых операторов связи на рынке услуг связи, а также частотного регулирования. Необходимость введения универсальной услуги в РФ вызвана, с одной стороны, отсутствием телефонной связи в более чем 50 тыс. населенных пунктов России (в осноном в сельских и труднодоступных местностях), а с другой стороны - наличием большой группы населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума. Кроме того, становится неэффективным использование системы перекрестного субсидирования. В частности, субсидирование высокозатратных услуг местной телефонной связи осуществляется за счет разницы установленных тарифов на услуги междугородной и международной связи и себестоимости оказания данных услуг.
Для ликвидации этой проблемы в законопроекте предложен широко используемый в мировой практике механизм реализации проблемы доступности к гарантированному перечню услуг связи, оказываемых на сети общего пользования (универсальные услуги), независимо от местонахождения и уровня доходов гражданина РФ. Определены требования к оператору связи, предоставляющему универсальные услуги, а также механизм формирования резерва универсального обслуживания для обеспечения компенсации убытков, связанных с предоставлением данных услуг.
Согласно законопроекту, тарифы на услуги общедоступной электрической и почтовой связи подлежат госрегулированию в соответствии с законом РФ о естественных монополиях. Кроме того, законопроект предполагает создание резерва универсального обслуживания в целях обеспечения компенсаций операторам универсального обслуживания убытков, связанных с предоставлением универсальных услуг связи. Резерв универсального обслуживания предназначен в т.ч. для развития местной связи, инвестиции в которую являются невыгодными.
Порядок формирования и расходования средств резерва определяется правительством РФ. Все операторы сети связи общего пользования осуществляют отчисления в резерв универсального обслуживания, относимые в соответствии с налоговым кодексом РФ к прочим расходам, связанным с производством и(или) реализацией продукции (услуг).
Источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательное отчисление операторов сети связи общего пользования и иные не запрещенные законом РФ средства. Обязательное отчисление операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания производится в размерах и порядке, ежегодно определяемых правительством РФ.
Убытки операторов универсального обслуживания, связанные с оказанием услуг связи, подлежат компенсации, если это было определено результатами конкурса или если конкурс не проводился.
В новой редакции закона о связи особое внимание уделено одной из наиболее острых проблем телекоммуникационной отрасли - лицензированию деятельности в области связи. В то время, как в действующем законе о связи содержатся лишь самые общие нормы и практически процесс лицензирования осуществляется на основе подзаконных актов, в главе VI законопроекта предусмотрены нормы, детально определяющие требования и порядок подачи заявок на получение лицензий, порядок их получения, прежде всего на конкурсной основе, порядок выдачи, переоформления, приостановления и аннулирования таких лицензий.
Впервые в правоприменительной практике РФ декларируется право выбора изготовителем (продавцом) способа подтверждения соответствия средств связи (услуги связи) нормативным требованиям либо посредством сертификации, либо принятием декларации о соответствии. Существенно сокращен перечень средств связи, подлежащих обязательной сертификации. Этот перечень утверждается правительством и состоит из средств связи, оказывающих существенное влияние на функционирование единой сети связи РФ.
В главе IV законопроекта предложены правила присоединения сетей электросвязи, в том числе и для операторов, занимающих существенное положение на сети связи общего пользования. Законопроект вводит норму, устанавливающую публичность договора, который определяет в рамках гражданского законодательства условия оказания услуг присоединения оператором других сетей связи, а также связанные с этим обязательства по взаимодействию сетей и пропуску трафика. Кроме того, эти операторы связи, согласно законопроекту, обязаны опубликовать утвержденные условия присоединения и пропуска трафика.
Законопроект предусматривает установление тарифов на услуги присоединения и пропуска трафика, а также с целью определения экономически обоснованных затрат по оказанию данных услуг - введение раздельного учета доходов и расходов операторов связи по видам деятельности и по услугам связи.
Законопроект устанавливает, что использование радиочастотного спектра осуществляется при соблюдении определенных принципов: разрешительный порядок доступа пользователей к спектру при равных правах физических и юридических лиц на доступ к ресурсу, с учетом важнейших государственных приоритетов, платность и конверсия использования радиочастотного спектра, прозрачность и открытость процедур распределения и использования радиочастотного спектра.
Однако комитет по энергетике, транспорту и связи отмечает необходимость юридической и технической доработки законопроекта при подготовке ко второму чтению.
Комментарии отключены.