Первичный профицит федерального бюджета РФ за 9 месяцев 2002 г по произведенному финансированию составил 333.3 млрд руб или 4.2% к ВВП, а по кассовому исполнению - 436 млрд руб или 5.5% к ВВП. Об этом говорится в материалах, подготовленных Минфином РФ к сегодняшнему заседанию правительства РФ.
Профицит по финансированию (превышение доходов над объемами финансирования) сложился в сумме 143.8 млрд рублей, что составило 1.8% к предварительной оценке объема ВВП за 9 месяцев 2002 года. По кассовому отчету федеральный бюджет исполнен также с профицитом в сумме 246.4 млрд рублей (3.1% к объему ВВП).
Доходы федерального бюджета за 9 месяцев 2002 года сложились в сумме 1578,0 млрд. рублей, что составляет: 20% к предварительной оценке объема ВВП за 9 месяцев 2002 года; 74.2% к годовому объему доходов, утвержденному Федеральным законом от 30.12.2001 № 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год"; 102.8% к заданию по сбору доходов на I - III кварталы 2002 года, утвержденному протоколами правительства РФ.
Расходы федерального бюджета за 9 месяцев 2002 года составили: по объему произведенного финансирования расходов федерального бюджета - 1434.3 млрд рублей, или 73.7% от годовых бюджетных назначений по расходам и 97.5% к уточненной бюджетной росписи расходов на 9 месяцев 2002 года; по отчету о кассовом исполнении расходов федерального бюджета -1331.6 млрд рублей, или 68.4%к годовым бюджетным назначениям и 90.6% к уточненной бюджетной росписи расходов на 9 месяцев т.г.
Доходы федерального бюджета без учета поступлений ЕСН сложились в сумме 1325,9 млрд. рублей. В относительном выражении это составляет 16.8% к объему ВВП, что на 0.9 процентных пункта меньше объема поступлений, достигнутого в январе-сентябре прошлого года. Такое изменение произошло за счет уменьшения поступлений доходов, администрируемых основными министерствами и ведомствами: на 0.3 процентных пункта уменьшились доходы общего покрытия, администрируемые МНС России; на 0.6 процентных пункта уменьшились доходы, администрируемые ГТК России.
По отношению к заданию по сбору доходов в федеральный бюджет, установленному на 9 месяцев т.г., превышение фактического сбора доходов составило 42.6 млрд рублей. При этом недобор доходов общего покрытия, администрируемых МНС России, составил 42.4 млрд рублей; поступление единого социального налога превысило плановые назначения на 46.8 млрд рублей; фактическое поступление доходов по другим ведомствам, администрирующим доходы федерального бюджета превысило плановые показатели в общей сумме на 38.2 млрд. рублей.
В сентябре доходы без учета ЕСН сложились в сумме 165.1 млрд рублей. В относительном выражении это составило 15.3% к предварительным данным по объему ВВП на сентябрь, что существенно ниже помесячных поступлений в текущем году и на 1.5 процентных пункта ниже среднемесячных доходов января-сентября. В то же время этот показатель на 1 процентных пункта выше доходов сентября прошлого года. Можно отметить, что снижение сборов в сентябре (как и в августе) является сезонным - в 2000-2001 годах также происходило падение соответственно на 2.8 и 2.6 процентных пункта к среднемесячным доходам января-сентября.
Налоговых доходов в январе-сентябре т.г. поступило в сумме 1211.7 млрд рублей (97.1% к заданию на 9 месяцев). Их доля в общей сумме доходов федерального бюджета составила 76.8%.
Сложившаяся ситуация с поступлением налогов в федеральный бюджет обусловлена в определенной степени общеэкономической ситуацией в России, а также изменениями, внесенными в налоговое законодательство.
Основными налогами, формирующими доходную часть федерального бюджета, продолжают оставаться НДС, налог на прибыль, акцизы (в первую очередь на нефтепродукты и углеводороды), налог на добычу полезных ископаемых. Именно недопоступление по ряду этих налогов обусловило невыполнение МНС России установленного ему задания по мобилизации налогов и сборов в федеральный бюджет.
Поступления доходов от уплаты налога на прибыль (доход) организаций составили в январе-сентябре 2002 года 125.1 млрд рублей, или 80.5% к заданию на 9 месяцев. Основными причинами недовыполнения задания по налогу на прибыль являются: снижение объема ВВП относительно прогнозного (7896.1 млрд рублей вместо 7948.0 млрд рублей); принятие главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой отменены льготы по капитальным вложениям. Воспользовавшись в последний раз правом на указанную льготу, налогоплательщики предъявили ее при подаче годовой декларации в текущем году. В связи с этим годовые перерасчеты в 2002 году составили всего 10 млрд рублей вместо 20 млрд рублей в 2001 году. Таким образом, выпадающие доходы по этой причине по экспертной оценке составили 10 млрд рублей; изменение структуры облагаемой базы, рост затрат, учитываемых в целях налогообложения, увеличение расходов на оплату труда и амортизационных отчислений за 9 месяцев 2002 года по налогу на прибыль организаций, которые в совокупности привели к снижению налоговых доходов федерального бюджета; изменение порядка формирования базы по налогу (база "переходного периода") привело к тому, что налог на прибыль с сумм, которые ранее не учитывались при формировании базы, поступает в суммах меньших, чем это прогнозировалось. Кроме того, многими крупнейшими налогоплательщиками получена отрицательная база "переходного периода" в связи с тем, что доходы в 2001 году определялись ими по методу отгрузки.
Доходов от уплаты налога на добавленную стоимость поступило в федеральный бюджет в январе- сентябре 2002 года в сумме 547.8 млрд рублей, исполнение к заданию на 9 месяцев составило 95.2%. Недовыполнение планового задания по поступлению налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет сложилось только по НДС по товарам, производимым на территории Российской Федерации (90.9% к заданию на 9 месяцев), и объясняется: значительными суммами авансовых платежей по НДС, планируемыми к поступлению в I квартале 2002 года, но уплаченными ОАО "Газпром" и РАО "ЕЭС России" в декабре 2001 года (4.5 млрд рублей), что привело к переплате по этому налогу в 2001 году, и, соответственно, недопоступлению их в текущем году; изменением макроэкономической ситуации в январе - сентябре 2002 года, и, в том числе, уточнением оценки ВВП на уровне 7896.1 млрд рублей; введением льготной ставки на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, а также на книжную продукцию.
Поступление доходов от акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации, составило 157 млрд рублей, или 104% к заданию на 9 месяцев. Недопоступление по акцизам на этиловый спирт сложилось в результате изменения структуры налогооблагаемой базы. В общем объеме продукции, подпадающей под обложение данным акцизом, уменьшилась доля крепких напитков, облагаемых по более высокой ставке.
Недопоступления сложились по акцизам на бензин автомобильный, дизельное топливо и моторное масло в общей сумме 3.97 млрд рублей. На фактическом поступлении указанных акцизов сказалась практика, применяемая в 2001 году предприятиями нефтепереработки, по передаче в аренду имущественных комплексов по производству ГСМ организациям, зарегистрированным в г. Байконуре (уменьшение на 1.9 млрд рублей). Кроме того, в 2002 году в структуре реализации ГСМ увеличилась доля экспортируемых, т.е. необлагаемых акцизами нефтепродуктов.
Перевыполнение задания сложилось по акцизу на природный газ в основном за счет погашения ОАО "Газпром" задолженности, образовавшейся на 1 января 2002 года, а также по причине увеличения объемов реализации газа на экспорт в дальнее зарубежье.
Поступление доходов от акцизов по подакцизным товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, составило 2.3 млрд рублей, или 88.3% к заданию на 9 месяцев. Недовыполнение задания сложилось в результате снижения объемов импорта подакцизных товаров по сравнению с запланированными на 9 месяцев.
Поступление платежей за пользование природными ресурсами составило 144.6 млрд рублей, или 114.2% к заданию на январь-сентябрь. На перевыполнение задания по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 17.9 млрд рублей повлияли благоприятный уровень цен на нефть, сложившийся в отчетном периоде.
Доходы от взимания таможенных пошлин составили 222.3 млрд рублей, или 97.9% от задания на 9 месяцев 2002 года. При этом средства от взимания импортных пошлин составили 92.3 млрд рублей (101.6% к заданию на 9 месяцев) и от экспортных пошлин - 130.1 млрд рублей, или 95.4% к заданию на 9 месяцев.
Недовыполнение плановых бюджетных назначений по доходам от экспортных пошлин в январе-сентябре сложилось в основном в результате того, что федеральный бюджет 2002 года формировался в период достаточно высоких цен на нефть (23.5 доллара за баррель), и в соответствии с действовавшим порядком определения величины экспортной пошлины на нефть в расчеты доходов федерального бюджета на 2002 год была заложена среднегодовая ставка вывозной таможенной пошлины на нефть в размере 21.72 доллара за тонну. Однако, с конца сентября 2001 г. цены на нефть на европейских рынках упали на 5-6 долларов за баррель и продержались на этом низком уровне в течение пяти месяцев. Согласно Федеральному закону от 29.12.01 № 190-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" и часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" первая ставка пошлины на нефть по новой формуле вводилась с 1 февраля 2002 года на основании мониторинга мировых цен за ноябрь-декабрь 2001 года. В итоге в январе текущего года ставка пошлины составила 23.4 евро (20.69 долларов), в феврале-марте - 8 долларов, в апреле-мае - 9.2 долларов, в июне-июле - 20.7 долларов и лишь в августе-сентябре вышла на бюджетный уровень - 21.9 доллара за 1 тонну. Кроме того, в январе т.г. были снижены вывозные таможенные пошлины на бензин, авиакеросин, реактивное топливо и дизельное топливо с 39 до 25 евро за 1 тонну и в марте- на мазут с 20 до 10 евро за 1 тонну. Все это привело к потерям доходов федерального бюджета и невыполнению установленного задания.
Задолженность по федеральным налогам на 1 октября 2002 года составила 473.7 млрд рублей или 6% к объему ВВП на 9 месяцев. По сравнению с началом года она выросла на 67.3 млрд рублей, или на 1.5 процентных пункта по отношению к объему ВВП.
Недоимка по федеральным налогам на 1 октября составила 197.3 млрд рублей и снизилась по сравнению с началом года на 7 млрд рублей. Снижение недоимки явилось результатом осуществления мероприятий по реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом, а также принятием мер налогового администрирования.
Неналоговые доходы поступили в федеральный бюджет в январе-сентябре 2002 года в объеме 102.7 млрд рублей (143.4% к заданию на 9 месяцев). Доля неналоговых поступлений в общем объеме доходов федерального бюджета составила 6.5 процентов.
Задание по обеспечению доходов перевыполнено на 31.1 млрд рублей, что в большей части связано со смещением графика аукционов по высоколиквидным и дорогостоящим ресурсам (квоты на вылов крабовых) на более ранние сроки (перевыполнение на 7.3 млрд рублей). Выше запланированных также поступили средства от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от деятельности (доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности - на 2.1 млрд рублей, дивиденды - на 3.3 млрд рублей, доходы от деятельности СП "Вьетсовпетро" - на 0.7 млрд рублей и др.), а также таможенные сборы - на 4 млрд рублей.
Сумма поступивших в федеральный бюджет доходов от имущества составила 57 млрд рублей (186.4% к заданию на 9 месяцев). В указанную сумму вошли следующие основные платежи: доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности - 7.9 млрд рублей, или 134.8% к заданию на 9 месяцев 2002 года. Эта сумма также включает доходы от сдачи в аренду недвижимого имущества, закрепленного за научными организациями - 0.85 млрд рублей, образовательными учреждениями - 1.8 млрд рублей, учреждениями здравоохранения - 0.07 млрд рублей, учреждениями культуры и искусства - 0.08 млрд рублей и др., учитываемые в доходах бюджета и направляемые на дополнительное финансирование указанных учреждений в соответствии со статьей 28 Федерального закона О федеральном бюджете на 2002 год.
Существенное увеличение поступлений арендных платежей обеспечено за счет следующих мероприятий: перезаключение договоров аренды с учетом увеличения арендных ставок; сдача в аренду дополнительных площадей, выявленных в ходе инвентаризации объектов федеральной недвижимости; усиление контроля за состоянием и использованием федерального недвижимого имущества, проведение проверок законности размещения и использования федеральной недвижимости; доходы от сдачи в аренду земли, находящейся в государственной и муниципальной собственности - 2.3 млрд рублей; часть прибыли государственных унитарных предприятий, подлежащая перечислению в бюджет - 0.6 млрд рублей, что составило 119% от годовых бюджетных назначений;
В доход федерального бюджета были перечислены платежи следующими предприятиями: ФГУП "Алмазювелирэкспорт" (55.0 млн рублей), ФГУП "ММПП "Салют" (20.0 млн рублей), ФГУП "Главное производственное управление по обслуживанию дипломатического корпуса МИД России" (16.0 млн. рублей), ФГУП "Большой Московский цирк на пр. Вернадского" (10.3 млн рублей), ФГУП "Государственная инвестиционная корпорация" (6.7 млн рублей), ФГУП "МИГ" (5.0 млн рублей), ФГУП ЦНИИ "Комета" (2.0 млн рублей), ФГУП "Государственный НИИ приборостроения" (1.0 млн рублей) и другие.
Поступления дивидендов по акциям, принадлежащим государству - 5.8 млрд рублей, или 233.9% к заданию за 9 месяцев. Из общей суммы доходов по указанному источнику 0.43 млрд рублей было обеспечено в результате перечисления акционерными обществами задолженности за 2001 год. В доход федерального бюджета за 9 месяцев 2002 года поступили дивиденды по акциям ОАО "Газпром" (1721.1 млн рублей), ОАО "Транснефть" (848.0 млн рублей), ОАО "Роснефть" (700.0 млн рублей), ОАО "Славнефть" (605.8 млн рублей), ОАО "Компания проектной приватизации" (303.5 млн рублей), РАО "ЕЭС России" (301.0 млн рублей), АК "АЛРОСА" (128.0 млн рублей), ОАО "ТВЕЛ" (120.0 млн рублей), ОАО "Совкомфлот" (70.0 млн рублей), ОАО "Ванинский морской торговый порт" (16.2 млн рублей), ОАО "Мурманский морской торговый порт" (10.2 млн рублей), ОАО "Корпорация" Аэрокосмическое оборудование" (6.7 млн рублей), ОАО "Раменский комбинат хлебопродуктов" (4.7 млн рублей), ОАО "Волжское нефтяное пароходство "Волготанкер" (2.1 млн рублей), ОАО "Малый Калужский приборостроительный завод "Тайфун" (0.9 млн рублей) и другие.
Доходы от деятельности СП "Вьетсовпетро" в сумме 9.9 млрд рублей, или 107.2% к заданию на 9 месяцев;
Плата за пользование водными биологическими ресурсами - 11.3 млрд рублей, или 282.5% к заданию на 9 месяцев. Превышение объясняется тем, что аукционы по высоколиквидным и дорогостоящим ресурсам (квоты на вылов крабовых и др.) были осуществлены в январе-феврале, тогда как предполагался более равномерный график их проведения. И, кроме того, цена продажи квот на аукционах многократно превысила изначально установленную цену.
Поступление доходов от внешнеэкономической деятельности составило 40.9 млрд рублей (110.9% к заданию на 9 месяцев). В общем объеме доходов от внешнеэкономической деятельности основную долю составляют: таможенные сборы - 30.7 млрд рублей (114.7% к заданию на 9 месяцев), проценты по государственным кредитам - 10.2 млрд рублей (100.8% к заданию на 9 месяцев).
Доходы целевых бюджетных фондов сложились из поступлений в Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии и составили 11.1 млрд рублей, или 101.8% к заданию на 9 месяцев.
Поступление единого социального налога (взноса), направляемого в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату базовой части трудовой пенсии, в январе-сентябре 2002 года составило 252.1 млрд рублей, или 122.8% к заданию на 9 месяцев. Существенное перевыполнение плана по поступлению части единого социального налога (на 46.8 млрд рублей) связано в основном с поступлением сумм налога, начисленных за декабрь 2001 года, тогда как на 2002 год планировалось его поступление только по начислениям текущего года.
Доходы федерального бюджета с начала 2002 года сложились из поступлений от уплаты налогов, сборов и других платежей, администрируемых: Министерством Российской Федерации по налогам и сборам - в сумме 1079.6 млрд рублей, что составило 100.4% от уточненного задания по мобилизации в федеральный бюджет налогов и сборов на 9 месяцев 2002 года. Указанная сумма включает поступление единого социального налога (взноса), направляемого в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату базовой части трудовой пенсии - 252.1 млрд рублей, или 122.8% к заданию на 9 месяцев 2002 года.
Доходы МНС России без учета единого социального налога сложились в сумме 827.4 млрд рублей и составили 95.1% к соответствующему уточненному заданию по мобилизации (869.8 млрд рублей) в федеральный бюджет налогов и сборов на январь-сентябрь 2002 года. Недобор доходов общего покрытия, администрируемых МНС России, за 9 месяцев 2002 года составил 42.4 млрд рублей, в том числе за I квартал - 9.2 млрд рублей, за II квартал - 27.1 млрд рублей, за III квартал - 6.1 млрд рублей, в том числе за июль - 0.4 млрд рублей, за август - 1.3 млрд рублей и за сентябрь - 4.4 млрд рублей.
Государственным таможенным комитетом Российской Федерации мобилизовано средств в сумме 415.8 млрд рублей, что составляет 102.6% к заданию по мобилизации в федеральный бюджет налогов и сборов на 9 месяцев 2002 года;
Министерством имущественных отношений Российской Федерации - 24.1 млрд рублей, или 134.5% к заданию по мобилизации в федеральный бюджет налогов и сборов на 9 месяцев 2002 года.
Минфином России и другими федеральными органами, в сумме 33.5 млрд рублей (165.4% к заданию по мобилизации в федеральный бюджет налогов и сборов на 9 месяцев 2002 года), в том числе: возврат процентов по предоставленным Российской Федерацией государственным кредитам составил 10.2 млрд рублей; прибыль Банка России в сумме 9.0 млрд рублей; Минатомом России - 13.3 млрд рублей, или 104.4 % к заданию по мобилизации в федеральный бюджет налогов и сборов на 9 месяцев 2002 года; Госкомитетом России по рыболовству - 11.3 млрд рублей, что почти втрое превысило объем задания по мобилизации в федеральный бюджет доходов, администрируемых этим ведомством, на 9 месяцев 2002 года (282.5%). Превышение объясняется тем, что аукционы по высоколиквидным и дорогостоящим ресурсам (квоты на вылов крабовых и др.) были осуществлены в январе-феврале, тогда как предполагался более равномерный график их проведения. Кроме того, цена продажи квот на аукционах многократно превысила изначально установленную цену.
Комментарии отключены.