До сих пор нет правовой основы, регулирующей экономические отношения между центром и регионами. Об этом заявил на пресс-конференции заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель департамента экономической политики и развития города Москвы Юрий Росляк.
Проект федерального закона "О принципах федеративных экономических отношений в РФ", подготовленный Минэкономразвития, по мнению правительства Москвы, не дает ответов на вопросы, которые больше всего волнуют регионы. Отсутствуют правовые нормы оказания регионам государственной помощи с соблюдением баланса интересов, нет механизмов справедливого распределения налоговых поступлений и защиты бюджетов территорий от посягательств центра.
Требования Бюджетного кодекса РФ о пропорциональном распределении налоговых доходов (50/50) между центром и регионами не выполняются. Согласно данным правительства Москвы, по итогам 2001 г. это соотношение по Москве составило 59.5/40.5; в этом году - 62/38. В результате на предыдущих этапах налоговой реформы все регионы уже потеряли значительные финансовые ресурсы, в том числе Москва - 55 млрд руб.
Кроме того, Правительство РФ и Минфин не решили задачу восстановления доходной базы региональных дорожных фондов. Согласно закону, принятому Госдумой, субъекты федерации в 2003 г. вместо упраздненного налога на пользователей автомобильных дорог получат доходы за счет: введения транспортного налога; индексации ставок акцизов с передачей в региональные бюджеты 60% акцизов на нефтепродукты; дополнительного налога на прибыль (1.5%); индексации земельных платежей с передачей субъектам федеральной доли этих платежей; поступлений от погашения задолженности по налогу на пользователей автодорог.
Выпадающие доходы дорожного фонда Москвы (38 млрд руб.) будут восстановлены за счет этих источников только на 40%. Таким образом, будет потеряно 23 млрд руб. Подобное соотношение будет иметь место и в других регионах. Субвенции на дорожное строительство, предусмотренные в проекте федерального бюджета на 2003 г. (в объеме 39 млрд руб.), будут распределены между субъектами федерации пропорционально выпадающим доходам соответствующих территориальных дорожных фондов, но это опять-таки покроет убытки лишь частично.
При этом наметилась устойчивая тенденция снижения объемов финансирования дорожных работ. В 2002 г. по сравнению с 2000 г. объем финансирования дорожных работ сократился в сопоставимых ценах на 21%, в том числе федеральных автомобильных дорог - на 40%. В 2003 г. в связи с принятием поправок во II часть Налогового кодекса положение с финансированием автомобильных дорог в стране еще более усугубится, считают в московском правительстве. Финансирование дорожных работ в стране сократится по сравнению с текущим годом на 32%, а по сравнению с 2000 г. - почти в 2 раза.
Выходом из этой ситуации правительство Москвы считает нахождение для всех регионов собственных налоговых источников, которые позволят субъектам Российской Федерации в полном объеме восстановить доходную базу территориальных бюджетов и обеспечить надлежащие объемы финансирования развития автомобильных дорог. В Москве потери можно будет компенсировать лишь отчасти, отметил Ю.Росляк.
Комментарии отключены.