Суммарный объем добытых и произведенных первичных топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в России за 9 месяцев 2002 г. составил 1 млрд 105.4 млн тонн условного топлива (т у. т.), что выше уровня 2001 г. на 31.9 млн т у. т. и ниже прогноза на 14.5 млн т у. т. Об этом говорится в материалах, подготовленных Министерством энергетики РФ к сегодняшнему заседанию правительства РФ, на котором рассматривается вопрос о ходе подготовки к осенне-зимнему периоду 2002-2003 гг.
Поставка первичных энергоресурсов для внутриреспубликанских нужд за 9 месяцев 2002 г. составила 688.7 млн т у. т., что ниже уровня 2001 г. на 13.9 млн т у. т. и объемов, определенных прогнозом, на 28.6 млн т у. т. Поставка основных видов нефтепродуктов на внутренний рынок составила 56.8 млн т, или 94.2% к уровню прошлого года.
Сокращение потребления топливно-энергетических ресурсов за прошедшие 9 месяцев объясняется главным образом аномально теплыми погодными условиями в I квартале 2002 г., что повлекло за собой снижение производства электрической энергии на 17.5 млрд кВтч и тепловой энергии на 67.8 млн Гкал к прогнозным показателям.
Предприятиям электроэнергетики России в III квартале 2002 г. при задании 26.5 млрд куб. м, по оперативным данным, поставлено 27.3 млрд куб. м газа.
Вследствие снижения спроса на уголь на внутреннем рынке не выполнен прогноз по добыче на 25.8 млн тонн.
Поставка основных видов топливных ресурсов для котельных и электростанций Минэнерго в течение 9 месяцев 2002 г. сократилась по сравнению с прошлым годом: по углю на 17.5 млн т, по топочному мазуту на 1 млн т.
Отбор газа из подземных хранилищ за 9 месяцев составил 20.6 млрд куб. м при плане 30.7 млрд куб. м. Недоотбор по сравнению с планом по причине уменьшения потребления из-за теплой зимы 2001-2002 гг. составил 10.1 млрд куб. м.
Снижение потребления угля и топочного мазута объясняется главным образом наличием в достаточном количестве ресурсов природного газа, который характеризуется более низким удельным расходом при производстве тепловой и электрической энергии, низким уровнем цен и высокой экологичностью.
Запасы топочного мазута в период с 1 апреля по 1 октября сократились с 5.8 млн т до 5.4 млн т, то есть допущена сработка запасов мазута в летний период.
Производство электроэнергии за 9 месяцев, по оперативным данным, в целом по России составило 630.9 млрд кВтч при утвержденном балансе 650.4 млрд кВтч и прошлогоднем уровне 637.9 млрд кВтч. Потребление электроэнергии за 9 месяцев, по оперативным данным, в целом по России составило 623.4 млрд кВтч при утвержденном балансе 636.7 млрд кВтч и прошлогоднем уровне 625.9 млрд кВтч.
Отпуск тепла за 9 месяцев в целом по России составил 894.2 млн Гкал, что ниже предусмотренного балансом объема 968.8 млн Гкал, а также ниже объема прошлого года - 958.4 млн Гкал.
Запасы угля на энергопредприятиях РАО "ЕЭС России"на 1 октября выше норматива на 1 млн 380 тыс. т. Однако к проблемным регионам по запасам относятся: Республика Татария - 79.3% от норматива; Брянская область - 95%; Курганская область - 95.1%; Иркутская область - 97.8%.
Запасы мазута на энергопредприятиях РАО "ЕЭС России" выше нормы на 131,6 тыс. т. К проблемным регионам относятся: Иркутская область - 53.8%; Красноярский край - 71.3%; Смоленская область - 91.5%.
Запасы топлива в ЖКХ составляли на 1 октября: по углю - 8 млн 449.5 тыс. т (58.2% от плана на 2002-2003 гг.), по жидкому топливу - 2 млн 297.6 тыс. т (55.5%). К критическим регионам следует отнести: Ульяновскую область (по углю 31.2%, по жидкому топливу 12.8%); Курганскую область (по углю 32%, по мазуту 34.3%); Камчатскую область (по углю 56%, по жидкому топливу 102.3%); Сахалинскую область (по углю 78.7%, по жидкому топливу 76.7%); Архангельскую область (по углю 84%, по жидкому топливу 115%); Хабаровский край (по углю 86.4%, по жидкому топливу 122,7%); Алтайский край (по углю 91%).
Годовая программа ремонта генерирующего оборудования на ТЭС и ГЭС ЕЭС России по состоянию на 1 октября выполнена на 64%, энергетических котлов - на 673%, водогрейных котлов - на 79.7% и перекладки тепловых сетей - на 82.4%.
Ремонтные работы в целом по России проходят на уровне прошлого года с некоторым отставанием: по котельным - на 2.8%, по тепловым сетям - на 2.5%, по замене ветхих сетей - на 5.5%, по центральным тепловым пунктам - на 7.8%.
Серьезную озабоченность и тревогу у Минэнерго вызывает состояние тепловых сетей и теплоснабжение населения. Даже при полной обеспеченности ТЭЦ и котельных топливом в предстоящий осенне-зимний период, из-за уровня технического состояния и эксплуатации котельных и тепловых сетей могут ожидаться проблемы с обеспечением теплом и горячей водой населения в предстоящий осенне-зимний период.
По оперативным данным Минэкономразвития, на 10 сентября в районы Крайнего Севера завезено: нефтепродуктов - 2 млн 188.2 тыс. тонн (151.3% к заданию и 108% к завозу на 10 сентября 2001 г.); угля - 2 млн 114.1 тыс. тонн (61.2% к заданию и 92.8% к завозу годом ранее). Задолженность администраций северных регионов нефтяным компаниям за отгруженные нефтепродукты на 29 сентября составила 277.8 млн руб.
По данным Госстроя РФ, проверка состояния ЖКХ с выездом в регионы показала, что темпы подготовки предприятий жилищно-коммунального комплекса в сентябре текущего года на 15-20% ниже по сравнению с тем же периодом прошлого года. При формировании задания по подготовке к зиме территории основываются на своих финансовых возможностях, а не на реальных потребностях объема подготовительных работ.
Исходя из критериев оценки готовности субъектов РФ, к отопительному сезону определены критические регионы РФ, количество которых значительно возросло: с 6-ти регионов в 2001 г. до 15 в 2002 г. Кроме того, список критических могут пополнить ряд регионов Дальневосточного, Сибирского, Уральского и Северо-Западного федеральных округов.
В среднем по РФ готовность объектов инженерной инфраструктуры и жилищного фонда по состоянию на текущий момент следующая: подготовка котельных - 73.2%; подготовка тепловых сетей - 76.4%; подготовка жилищного фонда - 74.4%; замена ветхих тепловых сетей - 59.9%; замена ветхих водопроводных сетей - 57.3%; заготовлено угля - 52.9%. В связи с хроническим недофинансированием отрасли состояние подготовки основных фондов жилищно-коммунального хозяйства к работе в зимних условиях по остальным показателям также неудовлетворительное.
По данным Госгортехнадзора РФ, более 32% котлов, 28% сосудов и 23% трубопроводов пара и горячей воды отработали нормативный срок. По требованию органов Госгортехнадзора в текущем году демонтированы 1407 котлов, 531 сосуд, 147 трубопроводов пара и горячей воды, представляющих потенциальную угрозу для населения и окружающей среды, заменены на новые 364 котла, 183 сосуда, 149 трубопроводов пара и горячей воды.
Органы Госгортехнадзора выявили128,492 нарушения норм и правил безопасности, привлечено к ответственности 4250 должностных лиц и работников, допустивших их, отстранено от работы из-за неудовлетворительного знаний правил, норм и инструкций по безопасному ведению работ 918 руководителей, специалистов и рабочих. По причине грубых нарушений правил промышленной безопасности, несвоевременного проведения технического диагностирования и освидетельствования приостанавливалась эксплуатация 3236 котлов, 585 сосудов, 310 трубопроводов пара и горячей воды.
Долги бюджетов зависимых потребителей жилищно-коммунальных услуг и бюджета перед предприятиями ЖКХ увеличились за I полугодие 2002 г. на 15.2 млрд руб. и составляют 179.9 млрд руб.
В связи с тем, что органы местного самоуправления устанавливают тарифы для населения ниже уровня федерального стандарта и не покрывают это занижение собственными бюджетными источниками, недофинансирование дотаций на разницу в тарифах превысило 35 млрд руб.
При потребности на подготовку к зиме в сумме 74 млрд руб. профинансировано 33.5 млрд руб. Сложившийся разрыв в сумме 40.5 млрд руб. предполагается частично ликвидировать за счет средств субъектов РФ с участием федерального бюджета в сумме 20 млрд руб.
Для последующей стабилизации финансового положения в ЖКХ в Госдуму внесен проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оплаты жилья и коммунальных услуг". Принятие законопроекта позволит в федеральном бюджете на 2003 г. предусмотреть дополнительные ресурсы на компенсацию льгот в размере 13.8 млрд руб. и субсидий - 5 млрд руб.
Комментарии отключены.