Согласно исследованию, опубликованному 4 октября 2002 г. Standard & Poor's Ratings Services, практически все аспекты деятельности региональных и местных органов власти (РМОВ) затрагиваются последовательно осуществляемыми в России реформами.
Эти реформы оказывают воздействие на налоговые поступления, долги, межбюджетные перечисления, расходные полномочия, учет и отчетность. Ожидается, что долгосрочным результатом реформ станет создание более сильной, стабильной и надежной системы межбюджетных отношений.
"Исследование оценивает влияние реформ на кредитоспособность российских регионов, - отметил аналитик группы общественных финансов Standard & Poor's Феликс Эйгель. - В нем также анализируется широко обсуждаемая проблема перераспределения доходов между уровнями бюджетной системы и воздействия этого процесса на наиболее финансово устойчивые российские регионы".
Агентство Standard & Poor's присвоило рейтинги 11 российским РМОВ. Более пяти лет прошло с тех пор, как Standard & Poor's присвоило первый в России кредитный рейтинг РМОВ городу Москве. С тех пор интерес иностранных инвесторов к российским регионам менялся циклически, в основном совпадая с периодами экономических, финансовых и политических подъемов и спадов в стране в целом.
Хотя рейтинги Российской Федерации сегодня не отличаются от присвоенных в 1997 г., ситуация во многом изменилась. Это верно и в отношении городов и регионов, которым присвоены рейтинги Standard & Poor's. Давно назревшие налоговые, финансовые, структурные и правовые реформы сегодня меняют условия деятельности РМОВ, сказываясь на их финансовом положении и кредитоспособности.
Российская система межбюджетных отношений продолжает развиваться: реформы оказывают влияние на все основные аспекты повседневной деятельности РМОВ и осуществляемого ими стратегического планирования. Эволюционные процессы приводят к нестабильности среды, в которой РМОВ функционируют, затрудняют планирование и формирование бюджетов. Реформы также приводят к неравномерному росту доходов разных уровней бюджетной системы. С другой стороны, благодаря реформам намечаются положительные тенденции в развитии системы выравнивания уровня минимальной бюджетной обеспеченности, повышении прозрачности и бюджетной дисциплины, стабилизации правовой базы.
Высокие показатели экономического роста в промышленно развитых российских регионах и крупнейших городах, экономика которых ориентирована на сферу услуг, обуславливают рост доходов их бюджетов. В то же время обеспечение стабильности такого роста в перспективе осложняется недостаточными объемами инвестиций.
Таким образом, кредитоспособность наиболее развитых регионов России продолжает улучшаться. Система в целом становится все более прозрачной, механизмы выравнивания - более четкими. Улучшается баланс между федеральными мандатами и бюджетными доходами. Долговая и бюджетная политика ужесточается, региональные законы приводятся в соответствие с федеральным законодательством. Когда-то значительные и непрозрачные внебюджетные фонды постепенно отменяются или включаются в состав бюджета.
Кредитоспособность российских регионов, которым присвоены рейтинги Standard & Poor's, за последние несколько лет улучшилась, так же как и кредитоспособность Российской Федерации в целом, о чем свидетельствуют повысившиеся кредитные рейтинги (до "BB-" по Москве и Санкт-Петербургу в 2002 г. с "CCC-" в 1998 г.). В то же время регионы различаются по динамике кредитного рейтинга. Некоторым субъектам Российской Федерации удалось восстановить присвоенные им до кризиса рейтинги уровня "BB-", в то время как другие задержались в категории "CCC" из-за нерешенных проблем с задолженностью и гарантиями.
Standard & Poor's считает, что по мере улучшения правового, экономического и финансового климата в России, а также в результате дальнейшей гармонизации межбюджетных отношений кредитоспособность российских РМОВ будет повышаться. В то же время разрыв между наиболее сильными и слабыми регионами может увеличиться, что обусловит больший разброс в уровне кредитоспособности и кредитных рейтингов.
Комментарии отключены.