Комитет Госдумы по бюджету и налогам на заседании в понедельник утвердил заключение на проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2003 г.
Члены комитета отметили, что проект документа более компактен, содержателен и объективен по сравнению с аналогичными документами предыдущих лет.
Вместе с тем комитет отмечает, что Банк России не представил варианты применения инструментов денежно-кредитной политики, ограничившись заявлением о намерении развивать широкий спектр перечисленных в определенном разделе инструментов, изложением общих принципов их применения и постановкой задачи о формировании денежного рынка, процентные ставки по которым будут определяться косвенно операциями Минфина (долгосрочные) и Банка России (краткосрочные).
В качестве главного недостатка проекта Основных направлений на 2003 г. в заключении отмечается ярко выраженная в документе ведомственность позиции Банка России, проявляющаяся в репликах в адрес правительства и в чрезмерной апелляции к показателю базовой инфляции.
В проекте Основных направлений представлены 2 сценария реализации денежно-кредитной политики в 2003 г. в зависимости от состояния платежного баланса страны (при ценах на нефть соответственно 18.5 и 21.5 долл./баррель, росте золотовалютных резервов от 0 по первому сценарию до 7 млрд долл. по второму сценарию и темпах роста ВВП от не более 3.5% - в первом варианте до 4.4% - во втором).
Бюджетный комитет Госдумы считает целесообразным рекомендовать Банку России более четко оговорить расчетный характер показателя базовой инфляции и то, что единой целью единой государственной денежно-кредитной политики является достижение установленного Банком России и сопряженного с бюджетными, налоговыми и тарифными проектировками правительства на предстоящий год ориентира по росту общего индекса потребительских цен.
Одновременно комитет предлагает: представить и аргументировать методику расчета базовой инфляции; предусмотреть соответствие структуры документа с положением статьи 45 закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"; более детально прописать действия Банка России по расширению спектра инструментов денежно-кредитного регулирования и развития финансовых рынков; обратить внимание на количественное отличие прогнозных показателей денежной программы и платежного баланса, представленных экспертными организациями, от оценок, приведенных в разделе III и IV проекта Основных направлений на следующий год.
Комитет считает, что требует разъяснения ряд содержащихся в проекте Основных направлений положений о динамике денежных и валютных показателей и применении отдельных инструментов денежно-кредитной политики: ухудшение структуры расчетов в экономике (снижение доли расчетов денежными средствами за отгруженную продукцию на 3% за I полугодие текущего года); спорное утверждение ЦБ о дедолларизации экономики и повышении привлекательности активов в рублях; методика расчета реального эффективного курса рубля и подразумеваемая утверждениями ЦБ РФ о максимально допустимом укреплении реального курса на 4-6% в 2003 г. и близости к нулю темпов прироста реального курса до конца текущего года гипотеза изменения курса доллара к евро.
Широкая вилка целевого ориентира Банка России по инфляции в 9-12%, по мнению комитета, оставляет слишком большое место для разночтений в отношении основных параметров бюджета.
В отношении сценариев реализации денежно-кредитной политики на 2003 г., по мнению комитета, требует разъяснения вопрос о прекращении роста официальных валютных резервов и усиления оттока капитала при вполне приемлемой цене нефти Urals в 18.5 долл. за баррель.
Комитет также интересует обоснование выбора прогнозной цены на нефть для базового сценария денежно-кредитной политики в размере 21.5 долл. за баррель при том, что ее текущие значения превышают 27 долл. за баррель. В связи с непредсказуемостью мировых цен на нефть комитету представляется целесообразным отразить в документе представления Банка России о действиях по реализации денежно-кредитной политики при более ярко выраженных колебаниях мирового рынка как в позитивном, так и в негативном направлении.
Комитет обращает внимание на отсутствие в тексте документа каких-либо положений, характеризующих позицию ЦБ РФ в отношении роли российской национальной валюты в расчетах стран, входящих в СНГ, Таможенный союз, Союзное государство России и Белоруссии.
Кроме того, комитет интересуют причины неудачи проявленной Банком России в начале 2002 г. инициативы по оживлению рынка государственных ценных бумаг - операции модифицированного РЕПО, характеристика опыта и перспектив проводимого в Санкт-Петербурге и ряде других регионов опытного кредитования банков под залог векселей и кредитных требований, характер препятствий для устранения законодательных ограничений применения облигаций Банка России.
Заключение будет направлено в Банк России для учета изложенных предложений при подготовке окончательного варианта Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2003 г. Проект документа должен быть внесен в Госдуму не позднее 1 декабря.
Комментарии отключены.