Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's повысило долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте Иркутской области до уровня "В-" (Би минус) с "ССС+" (Си-си-си плюс); прогноз "позитивный". Об этом сообщило агентство.
Повышение рейтинга вызвано ростом экономики области, устойчивым финансовым состоянием и совершенствованием систем управления и контроля.
"Хотя существующая просроченная задолженность по гарантиям перед Министерством финансов Российской Федерации в определенной степени остается поводом для беспокойства, это вопрос межбюджетных отношений, актуальный для России в целом, а регион демонстрирует желание урегулировать данные обязательства", - отметила аналитик направления общественных финансов Standard & Poor's Елена Окороченко.
Рейтинг Иркутской области ограничивается следующими факторами: низкой предсказуемостью и гибкостью доходов, обусловленными тем, что федеральное правительство контролирует ставки и виды налогов, а механизмы выравнивания и распределения трансфертов постоянно меняются; наличием нескольких неурегулированных гарантий на сумму более 500 млн руб. (16 млн долл.), выданных областью Министерству финансов Российской Федерации. Обязательства являются спорными и отражают нестабильные межбюджетные отношения в Российской Федерации. Однако само по себе их существование и позднее включение в долговую книгу создает известный повод для обеспокоенности; высокой зависимостью от циклических цен на ресурсы и все еще имеющейся, хотя и существенно снизившейся концентрацией промышленности, когда четыре крупнейших налогоплательщика обеспечивают более 20% налоговых доходов консолидированного бюджета; недостатком инвестиций. Инфраструктура области нуждается в значительных инвестициях. Кроме того, многие предприятия области переживали период экстенсивного роста и достигли или даже превысили плановую загрузку мощностей.
Рейтинг области поддерживается следующими факторами: ростом экономики: в 2001 г. экономический рост достиг 4.1% и превысил 9% в первой половине 2002 г., что привело к росту доходов; устойчивым финансовым состоянием: средний операционный баланс бюджета за последние четыре года составлял 18.2%, а средний баланс после капитальных расходов - 2.3%; снижением уровня прямого долга до менее чем 15% текущих доходов в 2001 г. (с 54% в 1998 г.). Большая часть задолженности состоит из обязательств перед Министерством финансов Российской Федерации. Ожидается, что прямой долг не превысит 30% текущих доходов бюджета в 2002-2003 гг.; богатыми природными ресурсами (гидроэнергетический потенциал, лес, уголь, золото, месторождения нефти и газа), обеспечивающими среднесрочный и долгосрочный потенциал для роста инвестиций, занятости и бюджетных доходов. Достигнут заметный прогресс по некоторым крупным инвестиционным проектам, включая разработку Ковыткинского нефтегазового месторождения, проект по добыче золота и строительство нового алюминиевого завода; повышением прозрачности, совершенствованием систем контроля, мониторинга и отчетности; ростом ликвидности - благодаря окончательному введению казначейской системы исполнения бюджета и централизации денежных потоков.
"Позитивный прогноз отражает дальнейшее совершенствование системы управления, рост бюджетной дисциплины и прозрачности в области, что должно позволить компенсировать финансовое напряжение, возникающее в связи с волатильностью промышленной базы, повышением заработной платы (по решению федерального правительства) и недофинансированием инфраструктуры", - подчеркнул аналитик направления общественных финансов Standard & Poor's Борис Копейкин.
Разрешение ситуации со спорными гарантиями с Министерством финансов Российской Федерации будет важным рейтинговым фактором и может способствовать улучшению репутации Иркутской области как надежного заемщика.
Комментарии отключены.