Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП) считает необоснованным и намерен обжаловать решение арбитражного суда Москвы по заявлению Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг России (ФКЦБ) о признании недействительными определений МАП от 26.07.2002 о возбуждении дел по факту принятия ФКЦБ постановления №9 от 27.04.2001 "Об утверждении Положения о требованиях к операциям, связанным с совершением срочных сделок на рынке ценных бумаг".
Арбитражный суд Москвы на заседании 10 сентября удовлетворил иск ФКЦБ к МАП и признал недействительным два определения МАП от 26 июля 2002 г. о возбуждении дела в отношении ФКЦБ. Дело было возбуждено по признакам нарушения федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" в отношении ФКЦБ, выразившегося в принятии постановления №9 "Об утверждении положения о требованиях к операциям, связанным с совершением срочных сделок на рынке ценных бумаг" от 27 апреля 2001 г.
В ходе судебного заседания суд отклонил ходатайство МАП о прекращении дела. МАП мотивировал свое ходатайство тем, что эти определения являются актами внутреннего пользования и не могут быть обжалованы в суде.
Суд, заслушав мнение сторон, признал недействительным определение МАП о возбуждении дела в отношении ФКЦБ по поводу срочного рынка.
Согласно п. 2 ст. 22 закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", МАП РФ устанавливает факты нарушения антимонопольного законодательства и рассматривает соответствующие дела. Таким образом, законом не запрещено МАП возбуждать и рассматривать соответствующие дела в отношении органов государственной власти, к которым относится ФКЦБ. То обстоятельство, что нормативный правовой акт ФКЦБ, в отношении которой возбуждены дела, принят в установленном порядке, не означает, что он не может ограничивать конкуренцию на рынке финансовых услуг.
Порядок рассмотрения дел определяется правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства на рынке финансовых услуг, утвержденных приказом МАП от 15.09.2000 №707. Этот документ был согласован с ФКЦБ, прошел регистрацию в Минюсте и является нормативно-правовым актом, что также наделяет МАП законными полномочиями по возбуждению дел по фактам нарушения антимонопольного законодательства. Определение о возбуждении дела является по своей сути процессуальным документом, который сам по себе не устанавливает факт нарушения антимонопольного законодательства, а направлен на организацию рассмотрения дела комиссией, которая будет принимать решение о наличии либо отсутствии нарушения. Такой акт не может ограничивать права ФКЦБ как органа государственной власти, осуществляющего регулирование на рынке ценных бумаг.
Функции МАП по рассмотрению фактов нарушений антимонопольного законодательства РФ также определены правительством РФ в положении о министерстве.
Таким образом, считает МАП, определение комиссии МАП о возбуждении дела в отношении ФКЦБ является законным актом, который принят в пределах компетенции министерства и не нарушает прав заявителя. Следовательно, отсутствуют основания для признания его недействительным, предусмотренные ст. 13 Гражданского кодекса РФ. В пользу такой позиции МАП имеется судебная практика по аналогичным делам, подтвердившая правомерность действий МАП по возбуждению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении органов государственной власти.
Комментарии отключены.