Комиссия Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП) в пятницу выдала предписание Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг России (ФКЦБ) об устранении нарушения антимонопольного законодательства в части ужесточения требований по нормативам достаточности собственных средств и в части ужесточения требований к регистраторам по числу эмитентов, нарушающего статью 12 федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг". Об этом сообщил пресс-центр МАП.
На заседание представители ФКЦБ не явились. В соответствии с п. 5.4 правил рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства комиссия приняла решение о рассмотрении дела по существу в отсутствие представителей ФКЦБ. Из приглашенных на заседании комиссии присутствовали представители Профессиональной ассоциации регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД).
Комиссия вынесла решение о признании действий ФКЦБ России, нарушающих антимонопольное законодательство, выразившихся в принятии постановлений от 18.07.2001 №14 в части ужесточения требований к регистраторам по числу эмитентов и от 18.07.2001 №15 в части ужесточения требований по нормативам достаточности собственных средств, нарушающими статью 12 федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", а именно препятствующими деятельности финансовых организаций на рынке финансовых услуг и устраняющими финансовые организации с рынка финансовых услуг. Комиссия выдала предписание ФКЦБ устранить нарушение антимонопольного законодательства.
Ранее МАП, рассмотрев поступившие обращения ряда профучастников рынка ценных бумаг и государственных органов, пришло к мнению, что введение ФКЦБ новых лицензионных требований к регистраторам по достаточности собственных средств и количеству эмитентов с числом акционеров свыше 500 приводит к ограничению конкуренции на рынке финансовых услуг и устранению с него ряда финансовых организаций, что противоречит требованиям федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг".
Постановление ФКЦБ №14 "О внесении изменений и дополнений в постановление ФКЦБ России от 15.08.00 №10 "Об утверждении порядка лицензирования отдельных видов деятельности на рынке ценных бумаг" повышает с 25 до 50 обязательное для регистратора число реестров акционерных обществ с числом акционеров свыше 500. Постановление №15 "О нормативах достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг" увеличивает норматив достаточности собственных средств регистратора с 1 июля 2002 г. до 10 млн руб., с 1 января 2004 г. - до 15 млн руб., с 1 января 2005 г. - до 30 млн руб. Невыполнение регистраторами с 1 июля 2002 г. этих требований является основанием для приостановления действия или аннулирования лицензии в связи с несоответствием лицензионным требованиям.
По мнению ФКЦБ, в настоящее время в каждом АО существует риск, который заключается в возможности незаконного изменения состава акционеров в результате внесения противоправных изменений в реестре владельцев ценных бумаг. Регистраторы могут стать одним из центральных звеньев механизма передела собственности. Во многом это обусловлено тем, что регистратор является эксклюзивным обладателем оперативной информации о составе акционеров акционерного общества и текущих изменениях в структуре акционеров. Пользуясь несовершенством действующего законодательства, регистратор имеет возможность тормозить совершение сделок с акциями общества, отстранять тех или иных акционеров от участия в управлении обществом, например, не допуская их к участию в собрании акционеров или скрывая необходимую информацию.
Разделяя позицию ФКЦБ о необходимости усиления защиты прав инвесторов и снижения рисков учетной инфраструктуры рынка ценных бумаг, МАП считает, что используемые ФКЦБ методы не решают поставленных задач и оказывают негативное влияние на конкуренцию на рынке регистраторских услуг. В частности, присущие этому виду деятельности риски одинаковы для всех регистраторов вне зависимости от величины их собственного капитала. При этом крупные регистраторы в той же степени зависят от своих акционеров, что и мелкие. С другой стороны, в МАП считают, что сложно говорить о том, насколько требование по количеству эмитентов с числом акционеров более 500 снижает реальную зависимость регистратора от крупных эмитентов-клиентов. Кроме того, усиление контроля деятельности регистраторов не должно осуществляться путем принудительного сокращения количества контролируемых лиц.
Комментарии отключены.