Рейтинговое агентство Standard & Poor's сегодня присвоило долгосрочный кредитный рейтинг эмитента "B-" (Би-минус) Республике Башкортостан (южный Урал, Российская Федерация (B-/Стабильный/C)). Прогноз "Стабильный".
Об этом МФД-ИнфоЦентр сообщили в Московском представительстве Standard & Poor's.
Согласно пресс-релизу S&P, это первый новый рейтинг Standard & Poor's в секторе регионального и местного самоуправления России после кризиса 1998 г. С учетом этого нового рейтинга в России теперь насчитывается восемь публичных рейтингов Standard & Poor's в секторе регионального и местного самоуправления. Кроме Республики Башкортостан рейтинг Standard & Poor's имеют город Москва (В-/Стабильный), город Санкт-Петербург (В-/Стабильный), Самарская область (В-/Стабильный), Иркутская область (ССС/Позитивный), Свердловская область (ССС/Стабильный), Ямало-Ненецкий автономный округ (ССС-/Стабильный), Республика Татарстан (SD).
Сдерживающее влияние на рейтинг Республики Башкортостан, по мнению рейтингового агентства, оказывают следующие факторы:
- Низкая предсказуемость и гибкость доходов: федеральное правительство контролирует налоговые ставки, виды и доли; постоянное изменение механизма выравнивания бюджетной обеспеченности.
- Уменьшение налоговых поступлений и увеличивающаяся зависимость от перечислений центрального правительства. В прошлом Башкортостан имел более высокую долю регулируемых государством налогов и больше полномочий, чем большинство регионов в Российской Федерации. Однако, начиная с июля 2000 года, доля Республики была приведена в соответствие с долями других регионов. Потери поступлений частично компенсируются дополнительными федеральными перечислениями, в то время как Республика продолжает финансировать некоторые федеральные программы. При этом сумма компенсирующих перечислений и передача полномочий обратно центральному правительству является предметом переговоров, что создает дополнительную неопределенность при финансовом планировании.
- Подверженность политическим рискам и неопределенность в связи с особым положением Республики в Федерации и недавними правовыми, административными, налоговыми и бюджетными изменениями, проведенными центральным правительством.
- Значительная концентрация основных налогоплательщиков в нефтяной и нефтеперерабатывающей отраслях, что означает для Республики наличие риска от весьма неустойчивых цен на нефть. Это усугубляется постепенно падающим уровнем добычи нефти в Башкортостане, подчеркивая необходимость диверсификации экономики.
- Высокий уровень потенциальных и забалансовых обязательств вследствие высокой вовлеченности Республики в местную экономику.
Поддерживающее влияние на рейтинг оказывают следующие факторы:
- Низкая по международным и российским стандартам долговая нагрузка - общий объем долга на уровне 8 % от общих доходов в 2000 году (прямой долг на уровне 2% от текущих доходов). Руководство не планирует превышения управляемого уровня в 30-40% от текущих доходов, хотя в 2001-2003 гг ожидается рост долга.
- Повышение ликвидности бюджета Республики и финансирование капитальных вложений за счет собственных средств на уровне выше среднероссийского, что дает дополнительную финансовую гибкость.
- Возобновившийся экономический рост; прирост валового регионального продукта (ВРП) на 3.9% в 2000 г. (главным образом, как результат увеличения промышленного производства), и ожидаемый 3-процентный прирост ВРП в 2001-2003 гг. Об относительной силе промышленной базы Башкортостана свидетельствовал меньший, чем в среднем по России, промышленный спад в 1991-1998 гг., что в какой-то степени произошло благодаря поддержке Республикой основных предприятий,
- Хорошее исполнение бюджета с уровнем прибыли после вычета текущих расходов в среднем 25% за 5 лет и небольшим дефицитом после вычета капитальных расходов. Башкортостан добился 5.8-процентного профицита после вычета капитальных расходов в 2000 г., на 2001 г. планируется показатель 1.6% .
ПРОГНОЗ: СТАБИЛЬНЫЙ
Несмотря на то, что данный уровень рейтинга указывает на высокие риски, Standard & Poor's надеется, что консервативная финансовая политика Башкортостана, приверженность цели своевременного обслуживания всех долговых обязательств, а также рост экономики компенсируют увеличивающееся финансовое давление и политическую неопределенность.
Комментарии отключены.