В настоящее время доля фальсифицированных лекарств на российском фармацевтическом рынке составляет 7-8%. Об этом говорится в официальных материалах Министерства здравоохранения РФ.
При этом наблюдается устойчивая неблагоприятная тенденция роста выявляемых подделок. У действующей системы сертификации и контроля качества лекарств есть ряд недостатков, которые полностью учтены и устранены в новой системе контроля качества лекарств, и, в частности, сертификации лекарственных средств, вступающей в действие с 1 ноября 2002 года.
Например, импортные лекарства сейчас ввозятся в Россию на основании одного лишь сертификата производителя. Таможня лишь сверяет данные в документах с тем, что обозначено на упаковках препаратов. Качество лекарств, их подлинность на границах не проверяются. Новая система сертификации предусматривает сертификацию лекарственных препаратов при пересечении границы. В таможенных терминалах, оборудованных необходимой лабораторной техникой, будет тщательно проверяться соответствие препаратов заявленным документам, их качество.
Что же касается отечественных лекарств, то тут налицо значительное упрощение существующего порядка сертификации. Если раньше была необходимость сертифицировать серию лекарственного препарата на каждом этапе оборота, то есть при каждой его перепродаже (а при этом, естественно, стоимость процедуры сертификации автоматически увеличивала конечную цену лекарства в аптеке), то теперь серия лекарственного препарата будет сертифицироваться производителем всего один раз при выпуске и в дальнейшем сертификат будет действовать в течение всего срока годности лекарства.
В случае, когда и отечественные и импортные препараты сертифицируются единожды (в одном случае при производстве, в другом - при пересечении границы), Минздрав упрощает процесс сертификации, создает равные условия для отечественных и зарубежных производителей, единую конкурентную среду и, что немаловажно для граждан - потребителей лекарств, создает условия для формирования минимальной конечной цены на лекарства.
Однако подобная упрощенная схема должна быть запущена параллельно с созданием соответствующей контрольной службы, которая будет осуществлять выборочную выемку и анализ лекарственного препарата во всех точках обращения. Речь идет о фармацевтической инспекции. Решение о ее создание было принято 24.10.2001г. на заседании Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по охране здоровья граждан. Фармацевтическая инспекция будет защищать от тех недобросовестных производителей, которые, получив сертификат на качественные лекарственные препараты затем вбрасывают на фармрынок большие количества подделок. Еще одни плюс новой структуры - создание фармацевтической инспекции снизит административное давление на участников фармрынка, поскольку функции дублирующих друг друга контролирующих органов (а в настоящее время одно предприятие или аптеку могут проверять одновременно до 5 различных госорганов) будут возложены на один проверяющий орган.
В настоящее время фармацевтическая инспекция действует как отдел в центральном аппарате Минздрава, и пока только создает сеть своих представительств в регионах. Но несмотря на начальный этап работы, она уже доказала свою эффективность. По материалам проверок, проведенных в мае-июне из обращения изъято более 35969 упаковок фальсификатов на сумму более 4 млн 700 тыс. руб., приостановлена деятельность 4 предприятий оптовой торговли, имеющих федеральную лицензию (ООО "Таблетка+", ООО "Авикон-Мед", ООО "Русмедпром", ООО "Эльви+" и 10 региональных компаний: ЗАО "Стильфарм", ООО "Реникс", ООО "Компания Агроресурс", ООО "Гелиос Фарма", ООО "Легион Фарма", ООО "Фармаперспектива", ЗАО "Ар Би Фарм", ООО "Галвис", ООО "Медитекс", ЗАО "Аба-Кан". Практически каждый рейд фарминспекторов заканчивается выемкой фальсифицированных лекарственных препаратов.
Комментарии отключены.