Задолженность бюджетных организаций и оптовых перепродавцов тепло- и электроэнергии ОАО "Иркутскэнерго" увеличилась в I квартале на 40% до 1.534 млрд руб., сообщили МФД-ИнфоЦентр в пресс-службе энергокомпании.
Негативная тенденция к наращиванию их долгов перед энергокомпанией сохраняется (дебиторская задолженность промышленных предприятий, напротив, с начала 2001 г. сокращается). Основная дебиторская задолженность ложится на города: Усолье-Сибирское - 359 млн руб; Братск - 298 млн руб; Иркутск - 233 млн руб; Ангарск - 231 млн руб; Черемхово - 218 млн руб; Усть-Илимск - 66 млн руб; Саянск - 41 млн руб; Шелехов - 34 млн руб; Зима - 14 млн руб. Уровень оплаты за потребленные энергоресурсы бюджетными предприятиями в I квартале 2002 г. составил всего 68.1%. Примечательно, что уровень сбора платежей в бюджеты за потребленную электроэнергию в соседних регионах (где тарифы, как правило, в 2-3 раза выше, нежели на территории Иркутской области) существенно больше: Бурятия - 100%, Кузбасс - 96%, Красноярский край - 93%.
В структуре общей дебиторской задолженности по теплоэнергии ОПП занимают 33%, ЖКХ - 10.5%, по электроэнергии ОПП - 10.26%. Как заявил генеральный директор ОАО "Иркутскэнерго" Владимир Колмогоров на конференции на тему "О взаимодействии администрации области и муниципальных образований с ОАО "Иркутскэнерго" по стабилизации поставок энергии", сегодня энергокомпания стоит перед очевидным выбором: либо дебиторская задолженность бюджетных и бюджетозависимых организаций региона будет погашена, либо нормальное прохождение грядущего осенне-зимнего отопительного сезона остается под вопросом. Усугубляет ситуацию и отказ РЭК в увеличении экономически обоснованных тарифов, что поставило ОАО "Иркутскэнерго" в сложное экономическое положение: из-за нынешнего уровня тарифов только за I квартал 2002 г. энергокомпания недополучила порядка 400 млн руб., необходимых для финансирования капитального строительства, оплаты ремонтов и услуг. Как следствие, рентабельность производства теплоэнергии упала в I квартале до минус 8%.
Как было отмечено на конференции, для нормальной подготовки к осенне-зимнему отопительному сезону территории должны как минимум вернуть ОАО "Иркутскэнерго" накопленную за IV квартал 2001 г. и I квартал 2002 г. текущую дебиторскую задолженность в объеме 441 млн руб., для чего было предложено оформить соответствующие соглашения. Причем аргументы об отсутствии средств на территориях, по мнению финансистов ОАО "Иркутскэнерго", малоубедительны, так как компания является одним из крупных плательщиков не только областного, но и региональных бюджетов и неукоснительно выполняет свои обязательства по оплате налогов.
Ангарск, например, в 2001 г. получил от ОАО "Иркутскэнерго" 100 млн руб. (40 млн в 2002 г.), Братск - 145 млн руб. (50 млн руб. в 2002 г.), Иркутск - 145 млн руб. (41 млн руб. в 2002 г.). Таким образом, Иркутскэнерго практически осуществляет двойное финансирование местных бюджетов. Для сравнения, к примеру, г.Ангарск в нынешнем году оплатил только 12% счетов Иркутскэнерго.
Анализ специалистов фирмы "Энергосбыт" ОАО "Иркутскэнерго" показал, что причины неудовлетворительной оплаты бюджетными организациями энергоресурсов следующие:
- отсутствие у большинства бюджетных организаций лимитов потребления тепло- и электроэнергии в денежном и натуральном выражении;
- в полной мере не предусматривается в бюджетах покрытие затрат за потребленную электроэнергию;
- отсутствие либо слабое состояние бюджетной дисциплины, что довольно часто выражается в финансировании за счет неоплаты потребленной электроэнергии других статей бюджетных расходов;
- недостаточно эффективная работа с населением по сбору платежей за отпущенную тепло- и электроэнергию;
- в ряде городов и районов не выдерживается стандарт оплаты за коммунальные услуги (в том числе за тепло), равный 90% и рекомендованный постановлением губернатора №23-ПГ от 15.02.02.;
- отсутствие прозрачности движения финансовых средств, полученных за отпущенную тепло- и электроэнергию, низкая платежеспособная дисциплина предприятий ОПП и ЖКХ, наличие фактов отвлечения финансовых средств на несанкционированные собственные затраты.
В качестве первого шага по нормализации ситуации с расчетами за потребленные энергоресурсы компания предложила рассмотреть вопрос о передаче функций сбыта электроэнергии от ОПП в ОАО "Иркутскэнерго", что позволит не только повысить уровень расчетов конечных потребителей, присоединенных к сетям ОПП, но и прекратить вынужденные ограничения подачи электроэнергии добросовестным потребителям. Это нормализует социальную обстановку в городах области и будет способствовать переходу к адресной работе фирмы "Энергосбыт" с неплательщиками.
Чтобы изменить ситуацию с платежами за теплоэнергию, предлагается создание совместных теплоэнергопредприятий, учреждаемых ОАО "Иркутскэнерго" и местными администрациями, которые будут являться прообразами управляющих компаний. Подобная работа уже ведется в г. Усолье-Сибирское и близка к завершению. Кроме того, будет продолжена работа (по опыту г. Иркутска) с расщеплением коммунальных платежей на части: для ОПП и ОАО "Иркутскэнерго".
Комментарии отключены.