Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's сегодня понизило рейтинг корпоративного управления (РКУ) российского коммерческого банка ИБК (Инвестиционная Банковская Корпорация) с РКУ-4.2 до РКУ-4.0. Об этом сообщило S&P.
Согласно сообщению агентства, новый рейтинг отражает изменения, происшедшие в сфере корпоративного управления ИБК за год, прошедший с марта 2001 г., когда компании был впервые присвоен РКУ на уровне 4.2. Понижение рейтинга в значительной степени связано с отмечаемым уменьшением уровня прозрачности и раскрытия информации в последнее время, когда финансовое положение банка стало объектом пристального интереса общественности. Компания не сумела с достаточной степенью открытости ответить на исходившие от заинтересованных лиц вопросы, касающиеся ее ликвидности и платежеспособности.
Присвоенный рейтинг является результатом оценок, выставленных отдельно по следующим четырем компонентам (по 10-балльной шкале):
- Структура собственности и влияние со стороны акционеров - 3.0,
- Права финансово-заинтересованных лиц и отношения с такими лицами - 5.7,
- Финансовая прозрачность и раскрытие информации - 4.3,
- Структура и методы работы Совета директоров - 3.0.
Структура собственности ИБК остается непрозрачной: публично раскрывается информация лишь о двух номинальных владельцах акций. Кроме того, нет ясности в отношении возможной аффилированности акционеров между собой и с руководством, а также в отношении степени влияния, которое могут оказывать группы аффилированных лиц на деятельность компании, отмечает Standard & Poor's. Система контроля за принятием решений высшим менеджментом ИБК неадекватна с точки зрения регулирования сделок с заинтересованными лицами и решения проблемы высокой концентрации рисков.
Что касается прав финансово-заинтересованных лиц и отношений с такими лицами, то практика ИБК в этой области в значительной степени направлена на удовлетворение интересов группы "внутренних" акционеров (короткий срок оповещения о проведении общих собраний акционеров, отсутствие практики заочного голосования, "внутренний" держатель реестра акционеров). Реализация рыночного механизма поглощения ИБК затруднена в силу отсутствия ликвидности ее акций.
В сфере финансовой прозрачности и раскрытия информации применяемые ИБК процедуры, включающие подготовку и публикацию отчетности по Международным стандартам бухгалтерского учета, выглядят благоприятно, хотя следует отметить, что уставные документы и протоколы собраний акционеров не публикуются. Серьезным негативным моментом, отмеченным Standard & Poor's при анализе этого аспекта корпоративного управления ИБК, является непредоставление по запросам информации о финансовом состоянии банка и объяснений, касающихся стратегии ИБК, в последнее время, когда, по имеющимся сведениям, банк испытывает трудности, связанные с финансовой ликвидностью.
На оценку состава и практики работы Совета директоров положительно повлияло наличие в составе совета директоров ИБК с весны 2001 г. двух обладающих хорошей репутацией и в определенной степени независимых иностранных директоров. Однако роль этих директоров ограничивается выполнением функций, связанных с развитием бизнеса и расширением связей ИБК с зарубежными контрагентами. Их участие в мониторинге деятельности за менеджментом ИБК ограничено, они не привлекаются к работе по оценке рисков и внутреннему контролю. Кроме того, нет ясности в отношении вознаграждения, выплачиваемого указанным лицам, как и другим членам Совета директоров, что затрудняет полноценный анализ вопроса о том, насколько адекватно уровень вознаграждения стимулирует менеджеров и директоров ИБК к работе в интересах акционеров, отмечает Standard & Poor's.
Комментарии отключены.