Правление ОАО "Газпром" одобрило основные принципы перспективной политики ценообразования на газ на внутреннем рынке. Об этом МФД-ИнфоЦентр сообщили в компании.
К основным принципам относятся:
· возмещение предприятиям газовой отрасли всех экономически обоснованных затрат и прибыли, обеспечивающих развитие отрасли, устойчивое газоснабжение отечественных потребителей и исполнение международных обязательств по экспортным контрактам;
· создание в перспективе равных экономических условий для поставки газа российским и зарубежным потребителям;
· ликвидация перекрестного субсидирования одних потребителей газа за счет других;
· постепенный переход к формированию рыночных механизмов ценообразования взамен директивных;
· учет в цене качественных характеристик газа по сравнению с альтернативными видами топлива.
Правление "Газпрома" считает, что система ценообразования на газ должна соответствовать современным условиям развития рыночной экономики. В настоящее время действующая система ценообразования создает искаженную оценку реальной стоимости газа по сравнению с альтернативными видами топлива и не может обеспечить рентабельность добычи, транспортировки и хранения газа. Все это препятствует созданию условий для поддержания добычи газа в России, уменьшает надежность газоснабжения потребителей и не создает стимулов к снижению энергоемкости промышленных предприятий.
Для реализации политики ценообразования на газ необходимо принять на федеральном уровне Программу поэтапного совершенствования цен на газ, рассчитанную до 2010 г., считают в "Газпроме".
В соответствии с разработанным "Газпромом" проектом этой программы на первом этапе (2002-2003 гг.) предусматривается возмещение всех обоснованных затрат на добычу, транспортировку, хранение и реализацию газа, а также ранее взятых кредитов для реализации инвестиционных проектов. Начиная с 2003 г., предлагается расширить сегмент нерегулируемого рынка за счет введения биржевой торговли газом по свободным ценам.
На втором этапе в 2004 г. должна быть введена диверсификация цен на газ для конечных потребителей в зависимости от режима и сезона потребления. К 2005 г. предлагается ликвидировать перекрестное субсидирование по категориям потребителей и регионам. Параллельно необходимо осуществить переход к применению договорных цен на газ для потребителей (кроме населения), а также ввести государственное регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам (взамен регулирования газовых цен). В результате в 2006 г. можно будет поднять оптовые цены на газ до уровня, который бы позволил обеспечить самофинансирование отрасли.
На третьем этапе (начиная с 2007 г.) следует заложить в цену газа специальный налог, который должен взиматься с потребителей, использующих газ в качестве топлива.
В завершение Программы в 2010 г. предполагается доведение цены на газ до уровня, обеспечивающего рациональное соотношение цен на энергоресурсы, с учетом основных качественных характеристик, технологических особенностей и степени воздействия на окружающую среду.
В рамках реализации предлагаемой Программы целесообразно предусмотреть ежегодное повышение цен на газ на 25% (без учета инфляции) в период с 2003 г. по 2006 г. Как показывают расчеты ученых, такой темп роста газовых цен окажет несущественное влияние на российскую экономику. Более того, предсказуемость ценовой политики даст возможность потребителям газа заблаговременно планировать и осуществлять мероприятия по экономии энергоресурсов.
"Преодоление дисбаланса внутренних цен на газ - основной резерв для реализации инвестиционной программы "Газпрома", - подчеркнул председатель правления компании Алексей Миллер.
Комментарии отключены.