Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's повысило прогноз рейтинга России со "стабильного" на "позитивный". Об этом сообщило агентство.
Одновременно с этим подтверждены все суверенные кредитные рейтинги Российской Федерации в местной и иностранной валюте - долгосрочные "В+" (Би плюс) и краткосрочные "В" (Би).
Согласно сообщению S&P, изменение прогноза отражает нынешнюю устойчивую динамику реформ, благодаря которой возникли реальные возможности для совершенствования структуры экономики и снижения ее зависимости от колебаний цен на нефть.
Как отмечает S&P, следующие факторы продолжают оказывать сдерживающее влияние на рейтинги:
· Значительные недостатки структурно-экономического характера. Политическая воля и способность осуществить реформу банковской сферы, корпоративного управления, судебно-правовой системы, а также множество других реформ макроэкономического характера, имеет решающее значение с точки зрения создания условий стабильности для устойчивого роста.
· Сохраняющаяся, но при этом уменьшающаяся, зависимость от колебаний цен на нефть. Хотя в российской экономике начали формироваться точки экономического роста, не связанные с энергоресурсами, она по-прежнему в большой степени зависима от экспорта нефти и газа (на них приходится 22% ВВП и свыше 50% экспорта).
· Слабость политических институтов. Связь сегодняшнего высокого уровня политической и государственной стабильности с одним конкретным человеком - президентом Путиным. Трудно предположить, как развивалась бы политическая ситуация, если бы по той или иной причине произошли изменения в руководстве. Стабильные политические институты все еще отсутствуют, и многие уже оформленные в законодательном порядке реформы все еще могут быть обращены вспять.
Поддерживающее влияние на рейтинги оказывают следующие факторы:
· Активный процесс реформ, начавшийся в мае 2001 г., наблюдался вплоть до конца прошлого года и продолжился в 2002 г. Это способствовало усилению структуры национальной экономики, улучшению экономических перспектив и повышению гибкости политики. Хотя нефтяной сектор послужил важным фактором нынешнего роста, высокие показатели развития экономики в 2000-2001 гг. были бы невозможны без соответствующих важных институциональных и структурных преобразований.
· Растущая готовность и способность российского политического руководства обслуживать все долговые обязательства в ближайшие годы на фоне сокращения долговой нагрузки, наличия достаточных ресурсов и расширения возможностей привлечения финансирования по линии межправительственных займов или займов международных кредитных организаций, а также коммерческого кредитования.
Прогноз "позитивный" для РФ опирается на нынешнюю устойчивую динамику реформ. Дальнейший прогресс теперь зависит от продолжения осмотрительной макроэкономической политики и эффективного осуществления реформ, подчеркивает S&P.
Так, на 2002 г. предложен взвешенный бюджет, включающий важные планы на случай непредвиденных обстоятельств. Созданный в прошлом году резервный фонд обеспечивает дополнительную гибкость. Обнадеживает также осуществляемая в последнее время активная политика по управлению долговыми обязательствами.
Ключевое значение имеет дальнейшее эффективное осуществление реформ. Существует определенная озабоченность в связи с возможным эффектом "усталости от реформ", особенно в период накануне парламентских и президентских выборов, назначенных на декабрь 2003 г. и апрель 2004 г. соответственно. Тем не менее S&P ожидает дальнейшей разработки и законодательного оформления реформ, а также определенного прогресса с их реализацией в течение нынешнего года, что способствовало бы повышению кредитоспособности.
Комментарии отключены.