Задолженность федеральных потребителей электроэнергии перед РАО "ЕЭС России" в течение 2001 г. снизилась в 2 раза и составила на начало текущего года 2 млрд руб. Об этом сообщил Департамент РАО по работе со СМИ.
Наиболее значительной оказалась задолженность Министерства обороны, которая достигает в настоящее время 1.5 млрд руб. без учета пени. В январе 2002 г. оплата текущего энергопотребления военных частей практически не производилась. Причина - отсутствие утвержденных лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов, из-за чего невозможно заключение договоров на энергоснабжение и их регистрация в Казначействах. Кроме того, Минобороны изначально планировало направить на расчеты с энергетиками в январе 2002 г. 433 млн руб., в то время как прогнозируемый объем энергопотребления этой группы потребителей в январе - 1.6 млрд руб.
В связи с этим энергокомпании были вынуждены принять меры для ограничения неоплачиваемого отпуска электроэнергии подразделениям Минобороны на Камчатке, в Приморском крае, Читинской, Новгородской областях и др. регионах России. При этом под ограничения попадали либо вспомогательные объекты (склады, хоз. помещения и т.п.) либо объекты, указанные самими военными. Никакой угрозы боевой готовности войск и обороноспособности страны в результате вводимых ограничений не было и быть не могло.
Ситуация с оплатой энергопотребления подразделениями Минобороны была полностью урегулирована в ходе совещания у вице-премьера Правительства РФ Виктора Христенко с участием представителей РАО "ЕЭС России", Минобороны и Минфина. Было принято решение о выделении Минобороны лимитов бюджетных обязательств на февраль 2002 г. в объеме 1.86 млрд руб. Из них 307 млн руб. предназначены для погашения задолженности, накопленной военными структурами на 1 января 2002 г. в ряде проблемных регионов, в т.ч. Камчатской, Архангельской, Читинской областях, Хабаровском и Приморском краях и др. До 15 февраля 2002 г. Министерство обороны РФ должно довести лимиты бюджетных обязательств на отпуск электрической и тепловой энергии до своих подразделений. Кроме того, к числу проблемных потребителей РАО "ЕЭС России" по-прежнему относятся предприятия жилищно-коммунального хозяйства, находящиеся в ведении региональных и местных властей. По оперативным данным РАО "ЕЭС России", в январе 2002 г. предприятия ЖКХ оплатили около 70% потребленной энергии (в т.ч. оптовые перепродавцы - около 50%). Наиболее сложная ситуация с оплатой энергии со стороны предприятий ЖКХ в январе отмечается в: Челябинской обл. (13%), Смоленской обл. (16%), Свердловской обл. (28%), Приморском крае (30%), Кабардино-Балкарии (32%), Курганской обл. (36%). Еще в 10 регионах России уровень оплаты энергии предприятиями коммунальной энергетики - ниже 50%. Низкий уровень оплаты энергии предприятиями ЖКХ связан с тем, что в большинстве региональных и муниципальных бюджетов средства для расчетов с АО-энерго не запланированы в достаточном количестве. При этом предусмотренные в бюджетах средства на оплату энергии не являются защищенными статьями расходов, что приводит к перераспределению выделенных средств на другие цели. Кроме того, в бюджетах часто не предусмотрены средства для компенсации разницы в тарифах на теплоэнергию для населения и для возмещения выпадающих доходов АО-энерго от предоставления льгот и субсидий. Впрочем, в ряде регионов России бюджеты не приняты до сих пор, в связи с чем объем средств, предназначенных для оплаты энергоснабжения бюджетозависимых потребителей, вообще не определен.
Для обеспечения нормальных расчетов предприятий ЖКХ с АО-энерго в РАО "ЕЭС России" в течение последних 2-х лет действует практика заключения специальных Соглашений о взаимодействии РАО "ЕЭС России" и Администраций регионов по стабилизации поставок энергии и обеспечению условий прохождения ОЗМ, а также нормализации расчетов за энергию. Эти документы содержат обязательства по обеспечению полной оплаты текущего потребления и погашению накопленной задолженности.
К началу 2002 г. такие Соглашения действуют в 42 регионах РФ. Однако полностью указанные Соглашения выполняются администрациями только 3-х регионов: Ивановской обл., Республики Дагестан и Республики Бурятия. В течение 2001 г. задолженность потребителей, финансируемых из бюджетов этих регионов, снизилась на 3 млрд руб. Еще в 18 регионах полностью выполняются обязательства по оплате текущего энергопотребления. При этом администрации 21 региона полностью срывают выполнение взятых на себя обязательств, что создает угрозу нормальному энергоснабжению этих регионов. Такое положение складывается в Омской, Смоленской, Липецкой, Свердловской, Архангельской, Камчатской, Курганской обл.
Ситуация осложняется тем, что действующие тарифы на энергию в большинстве регионов по-прежнему не могут обеспечивать работу энергокомпаний в условиях постоянного роста цен на топливо. В 2001 г. средние фактические цены на газ увеличились на 20%, на уголь - на 26% (по отдельным маркам углей увеличение цен составило: райчихинский - на 50%, азейский и челябинский - на 70%). Общее повышение ж/д тарифов в 2001 г. составило: на перевозку мазута - на 61%; на перевозку угля - на 30%. В результате дополнительные затраты предприятий РАО "ЕЭС России" в 2001 г. составили 47.5 млрд руб.
По расчетам экспертов, в течение I полугодия 2002 г. цены на уголь в среднем увеличатся на 18%, на мазут - на 15%. Кроме того, с 15 февраля увеличатся цены на газ. При этом тарифы на электроэнергию, отпускаемую с оптового рынка (ФОРЭМ), увеличатся на 20% только с 1 марта, а региональные энергетические комиссии произведут пересмотр энерготарифов с опозданием минимум на 2-3 месяца. В случае если в дальнейшем тарифы не будут пересмотрены, их отставание от роста цен на топливо приведет к тому, что только 20 АО-энерго закончат 2002 г. с положительной рентабельностью. Убыточными будут все остальные АО-энерго, все гидроэлектростанции и 13 федеральных ГРЭС из 17. В этих условиях предприятия РАО "ЕЭС России" будут принимать все предусмотренные законом меры для прекращения неоплачиваемого отпуска энергии и обеспечения 100% оплаты своей продукции со стороны потребителей.
Комментарии отключены.