Шольц стал для Германии вторым глобальным финансовым кризисом

МОСКВА, 23 фев - РИА Новости. Экономика Германии при канцлере Олафе Шольце уже девять кварталов находится в стагнации и все никак не может вернуться к своим докризисным пикам - мешают серьезный упадок промышленности, неконкурентноспособные цены на энергию и снижение спроса на немецкие товары в мире.

С похожей ситуацией страна уже сталкивалась в глобальный финансовый кризис 2008-2009 годов, однако тогда немецкая экономика падала лишь четыре квартала, хотя и более активно - на 7%​​​. От того и более удивительным выглядит то, что в конце нулевых страна вышла из кризиса за два года, а сейчас так же быстро справиться уже не получается.

Невозможность найти решение нарастающим экономическим проблемам стало причиной раскола коалиционного правительства и привело к досрочным выборам в Германии, которые состоятся сегодня, 23 февраля. О том, в каком состоянии получит немецкую экономику новое правительство, - в материале РИА Новости.

Во время глобального финансового кризиса и последовавших за ним долговых проблем в Евросоюзе наиболее уязвимыми были южноевропейские экономики, а главным спасителем тогда стала Германия. Сегодня среди "двоечников" уже крупнейшая экономика Евросоюза.

Страна второй год подряд сталкивается с падением ВВП: в прошлом году немецкая экономика сократилась на 0,2%, а годом ранее - на 0,3%. До этого за последние шестьдесят лет ВВП два года подряд падал лишь однажды - в начале 2000-х годов, когда в мире лопнул "пузырь" на рынке интернет-компаний. Не радужные прогнозы у Германии и на следующий год: правительство страны в конце января понизило ожидания темпов роста до 0,3%, хотя еще в октябре ожидало их на уровне 1,1%.

В квартальном выражении страна балансирует на грани технической рецессии. Немецкая экономика последний раз показала заметный рост в третьем квартале 2022 года - на 0,6%, а затем сформировался тренд на сокращение. Хотя пока ей удавалось избегать снижения выпуска два квартала подряд, в целом по итогам октября-декабря 2024 года ее размер был на 0,9% ниже, чем в последнем "хорошем" квартале. При этом за все время канцлерства Шольца она сократилась на 0,1%.

Большинство других стран Евросоюза, хотя и не могут похвастаться высокими темпами роста, в целом проявили себя лучше немцев: из государств, которые на текущий момент раскрыли данные по ВВП за четвертый квартал прошлого года, лишь Ирландия и Франция столкнулись с сокращением экономики - на 1,3% и 0,1% соответственно.

Германия до недавних пор у многих ассоциировалась с высококлассной промышленностью, которая производит чуть меньше 30% ВВП. Во многом сильное производство помогло государству преодолеть глобальный кризис 2008 года, а позднее и последствия ковида. Однако в этот раз именно промышленность стала слабым звеном немецкой экономики.

Теракты на "Северных потоках" стали поворотной точкой для немецкой промышленности. В декабре 2023 года Шольц признавался, что после прекращения поставок газа из России ФРГ лишилась половины импорта. Как тогда сообщало РИА Новости, цена одного кубометра импортного газа для Германии за девять месяцев 2023 года составила 0,45 евро, при этом в 2021 году - лишь 0,18 евро.

Такой скачок в ценах на газ быстро сказался на стоимости электричества: во втором полугодии 2022 года для крупных промышленников она были вдвое выше уровня 2021 года. Такой разрыв сохранился и в дальнейшем. Как результат, по итогам декабря прошлого года промышленное производство в Германии было на 11% ниже уровня конца 2021 года.

На этом фоне падают и доходы экономики: за три квартала прошлого года (более свежих данных пока нет) немецкие компании заработали прибыль в 632 миллиарда евро против 687 миллиардов за аналогичный период 2023 года. Для многих такое положение дел стало роковым: количество заявок на банкротство за одиннадцать месяцев прошлого года выросло на 12%, а по итогам года, согласно расчетам РИА Новости, стало максимальным с 2015 года и составило почти 22 тысячи.

Наверное, главный столп немецкой промышленности - автомобильная отрасль - также начал показывать признаки стагнации. Так, в 2024 году выпуск легковых автомобилей, согласно данным Ассоциации автомобильной промышленности, немного сократился - до 4,07 миллиона с 4,11 миллиона единиц, застопорились и их продажи на местном рынке - 1,93 миллиона автомобилей против 1,95 миллиона.

И если раньше автопроизводители могли положиться на внешний рынок, то в прошлом году впервые за много лет стоимость автомобильного экспорта - и это несмотря на инфляцию в мире на уровне 5,8% - уменьшилась на 2,2%, до 161 миллиарда евро. Количество продаж главным немецким автоконцерном Volkswagen сократилось до 8,52 миллиона с 8,68 миллиона - его долю на глобальном рынке планомерно “откусывают” китайские автомобили. Да и в целом Германия уже второй год подряд сталкивается со снижением спроса на свои товары в мире: в 2024 году еще на 1,2% - до 1,56 триллиона евро.

Неудовлетворительное положение дел в автомобильной отрасли привели, по данным Европейского мониторинга реструктуризаций, к объявлению автопроизводителями планов сократить 68,6 тысяч рабочих мест в 2024 году. Это больше, чем во время коронавируса, когда отдельные фабрики вообще не работали. За пятьдесят дней этого года к этой цифре добавилось еще 2,1 тысячи рабочих мест. При этом в целом за 2024 год количество занятых в немецкой промышленности снизилось на 50 тысяч человек, до 8,095 миллиона.

Сгущает тучи над немецким автопромом и угрозы президента США Дональда Трампа ввести импортные пошлины: в пятницу пул Белого дома со ссылкой на заявление американского лидера сообщил, что Штаты могут ввести тарифы в 25% на зарубежные машины. Это может грозить Германии потерей двух третей экспорта на американский рынок только за первый год - именно с такими последствиями столкнулась Западная Германия, когда в начале 1960-х США ввели аналогичную меру на грузовики.

Растущие, как снежный ком, экономические проблемы вынудили немецкие власти всех уровней повышать свои расходы: за три года канцлерства Шольца они выросли на 14% и по итогам трех кварталов прошлого года составили рекордные 1,543 триллиона евро.

Такой скачок усугубил проблему дефицита бюджета: если в 2022 году правительству удалось сократить разрыв между доходами и расходами на 31 миллиард евро, то следующие два года полностью нивелировали первые успехи Шольца. За 2023-2024 годы "дыра" в бюджете увеличилась на треть, или 28 миллиардов евро и стала составлять 113 миллиардов евро. Это лишь на 3 миллиарда евро меньше, чем она была в 2021 году, когда Шольц только стал канцлером.

Закрывать разрыв бюджета Германия была вынуждена кредитами: по итогам третьего квартала прошлого года общая задолженность страны составила 2,67 триллиона евро, что на 210 миллиардов больше показателя на сентябрь 2021 года. При этом по отношению к экономике долг общего правительства за эти годы даже немного уменьшился и является одним из самых низких среди крупнейших экономик, но остается все еще выше безопасного уровня в 60% ВВП.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.