БАНГКОК, 3 ноя – РИА Новости. Зеленая повестка в судоходстве, а именно переход на новые виды топлива и двигательных масел, способна в ближайшие десятилетия парализовать морские торговые перевозки: деньги на декарбонизацию есть только у гигантских судовладельческих компаний, а использование новых видов топлива и масел на обычных агрегатах чревато авариями.
Об этом заявил РИА Новости в пятницу главный редактор интернет-портала "Морской бюллетень" и эксперт по морским перевозкам Михаил Войтенко, в настоящее время находящийся в Таиланде.
В пятницу в Бангкоке завершилась международная конференция "Порты и судоходство АСЕАН – 2023" и проходившая одновременно одноименная выставка, в которой участвовали эксперты, руководители крупных портов и представители компаний-судовладельцев, ученые и государственные служащие, представлявшие не только страны Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), но и другие страны Азии, государства Европы и Америки. Зеленый переход в портовом хозяйстве и судоходстве стал одной из основных тем.
"Зеленая повестка - это кампания, которая давно вышла за рамки тех отраслей, в которых она начиналась и к которым действительно теоретически могут быть претензии с точки зрения выбросов парниковых газов. Оставив в стороне тот факт, что твердо доказать ключевую роль даже этих отраслей в глобальном потеплении никому еще не удалось, скажу следующее: морские перевозки попали под эту кампанию совершенно безвинно", - сказал эксперт.
По его оценке, весь мировой торговый флот в совокупности производит "десятые доли процента от объема выбросов парниковых газов в атмосферу, происходящих в результате деятельности человека".
К звучащему же на площадках ООН числу в 2,8-3% мировой эмиссии эксперт относится скептически: по его словам, методологии, на основе которых исследователи пришли к своему выводу, не раскрываются, поэтому и перепроверить их невозможно.
Тем не менее, продолжил эксперт, зеленая повестка принята к исполнению всеми регулирующими организациями в сфере морских перевозок, и они подталкивают судовладельцев к использованию низкоуглеродных технологий, практически диктуя им условия, при соблюдении которых они смогут продолжить работать и существовать на фоне массовой декарбонизации морских перевозок.
"При этом все говорят о преимуществе, например, биодизеля как горючего и ингредиента машинных масел, и о сжиженном газе, а о том, что на таком топливе и маслах нынешние судовые двигатели безаварийно работать не могут, никто на конференциях не говорит, хотя это широко известный факт", - сказал Войтенко.
Он пояснил, что для использования новых видов топлива и масел необходимы другие двигатели, рассчитанные на эти новые нагрузки.
"Очень много случаев, когда агрегаты пытаются "приучить" к новому топливу, потому что малая и средняя фирма-судовладелец не в состоянии установить на свои суда дорогостоящие агрегаты, построенные по последним низкоуглеродным технологиям. А обычные силовые установки при этом просто в какой-то неожиданный момент встают и больше потом не заводятся без ремонта", - сказал эксперт.
Если речь идет о сжиженном газе, то для него тоже нужен специально спроектированный и построенный двигатель, а емкости для его хранения занимают втрое больший объем, чем емкости для бункерного топлива.
"Не говоря уже о том, что сжиженный газ обходится дороже, чем бункерное топливо, а по характеристикам, связанным с выбросом парниковых газов, он, по последним данным, не лучше обычного мазута", - отметил Войтенко.
"По всей видимости, при исполнении всех условий зеленого перехода малый и средний бизнес будет в ближайшее время из отрасли вытеснен. В ней останутся только гиганты морских перевозок, способные заказывать и строить для себя суда, сразу спроектированные с инновационными силовыми установками", - считает эксперт.
"Цены на топливо в результате сильно вырастут, и так же вырастет и стоимость перевозки грузов, и, как следствие, цены перевозимых товаров. В условиях, когда мировая экономика и так переживает тяжелые проблемы, в какой-то момент в недалеком будущем ситуация, складывающаяся в морских перевозках под воздействием зеленого перехода, может привести к параличу всей системы морской торговли", - подытожил Войтенко.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.