МОСКВА, 3 фев - РИА Новости. Решения Белоруссии о запрете железнодорожного транзита литовских товаров через территорию страны были ожидаемы, они не окажут заметного влияния на экономику Литвы, заявила в четверг министр финансов балтийской республики Гинтаре Скайсте.
В среду МИД Белоруссии заявил, что Минск в ответ на решения Вильнюса об ограничении транзита белорусских удобрений запрещает транзит по своей территории следующих из Литвы железной дорогой нефтепродуктов, химических и минеральных удобрений, погруженных на станциях "Литовских железных дорог". В целях соблюдения международных правил Минск проинформирует заранее всех заинтересованных, так что данное решение вступит в силу 7 февраля 2022 года.
"После того, как правительство приняло решение о прекращении перевозки удобрений "Беларуськалия" через Литву, естественно, можно было ожидать, что вторая сторона тоже предпримет какие-то меры. Мы моделировали разные ситуации и оцениваем, что те товары, которые реально перевозятся транзитом через Белоруссию, пользуются спросом... поэтому в любом случае логистическую цепочку организовать вполне возможно. И мы работаем с конкретными предприятиями, чтобы можно было решить их проблемы. Ситуация определенно под контролем, полагаю, заметного влияния на нашу экономику это не окажет", - сказала Скайсте в эфире литовского Новостного радио.
Компания "Литовские железные дороги" ранее сообщила, что в сложившихся условиях будет диверсифицировать маршруты перевозок и развивать транзитные коридоры через Польшу. Отмечается, что в этом году компания планировала перевезти через Белоруссию до 0,9 миллионов тонн нефти и нефтепродуктов и примерно 0,5 тонн удобрений.
Правительство Литвы 12 января постановило аннулировать с 1 февраля договор о транзите белорусских удобрений в свете введенных 8 декабря США санкций против "Беларуськалия". Двадцать первого декабря координационная комиссия по обеспечению защиты объектов, имеющих значение для национальной безопасности Литвы, решила, что соглашение госкомпании "Летувос гележинкеляй" с "Беларуськалием" не отвечает интересам национальной безопасности. На основе этих выводов кабмин постановил расторгнуть договор. Он был подписан в 2018 году до 2023 года и предусматривал железнодорожный транзит через Литву и погрузку в Клайпедском порту 11 миллионов тонн белорусских удобрений в год. В январе государственная компания "Литовские железные дороги" проинформировала белорусскую компанию "Беларуськалий" о расторжении с ней договора с 1 февраля по решению правительства страны.
Бывший литовский премьер Саулюс Сквернялис заявлял, что ущерб экономике Литвы от расторжения договора "Литовских железных дорог" с "Беларуськалием" может составить от одного до нескольких миллиардов евро.
В Литве разгорелся скандал после того, как США ввели санкции против "Беларуськалия", а "Литовские железные дороги" продолжили транзит белорусской продукции через территорию Литвы, за который уже получили предоплату. Главы МИД и минтранса подали заявления об отставке, однако премьер прошения не удовлетворила. В отставку ушел глава ЛЖД Мантас Бартушка. Президент Литвы Гитанас Науседа заявил, что ситуация вокруг "Беларуськалия" нанесла большой вред репутации государства. На этом фоне минтранс Литвы сообщал о планах предложить правительству ввести путем принятия закона санкции против "Беларуськалия" на национальном уровне. С этой целью министерство подготовило законопроект, который запрещает транзит товаров из Белоруссии. Президент Белоруссии Александр Лукашенко в понедельник поручил применять ответные меры в отношении Литвы в случае блокировки транзита грузов из Белоруссии.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.