Национальная валютная ассоциация (НВА) направила президенту Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) А.Вольскому письмо, в котором изложила свои замечания и предложения по разработанному РСПП проекту Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле".
В письме, подписанном Сопредседателем Совета НВА Ю.Константиновым, подчеркивается, что НВА выступает за либерализацию российского валютного рынка, но вместе с тем считает принципиально важным определение ее основных направлений. НВА проанализировала положения проекта РСПП, сравнивая его с аналогичным законопроектом, подготовленным Минэкономразвития РФ. Хотя оба проекта направлены на либерализацию валютного регулирования, тем не менее в проекте Минэкономразвития РФ, выражающем скорее умеренно либеральный подход, предусматривается ряд рычагов и механизмов, обеспечивающих возможность государства контролировать ситуацию на валютном рынке. Данные меры позволяют избегать резких колебаний курса национальной валюты, делают ситуацию на валютном рынке прогнозируемой как для российских компаний, так и для населения.
В отличие от проекта Минэкономразвития РФ, проект РСПП допускает практически полную свободу при осуществлении валютных операций, начиная от права резидентов без ограничения иметь счета за рубежом в иностранной валюте и права банков самостоятельно устанавливать курс обмена иностранной валюты, кончая правом резидентов совершать конверсионные операции, минуя уполномоченные банки. Следствием такого подхода к валютному регулированию станет минимизация влияния государства на ситуацию на валютном рынке, лишение государства возможности обеспечивать проведение денежно-кредитной политики и поддерживать устойчивость национальной валюты. Это приведет к ослаблению влияния государства на экономику страны в целом.
НВА считает, что задачей валютного регулирования является создание правовой базы, позволяющей государству осуществлять регулирование экономики посредством рыночных механизмов. Одним из инструментов и индикаторов правильности государственной политики является официальный валютный курс, отражающий реальный, обусловленный экономическими потребностями предпринимательской деятельности спрос на иностранную валюту и ее предложение.
Обеспечить прозрачность формирования такого курса может только механизм цивилизованного рынка. При этом организованная торговля валютами является одним из инструментов формирования репрезентативного курса валют как объективного макроэкономического индикатора.
В письме отмечается, что законопроект РСПП не содержит положений, регламентирующих деятельность рынка производных финансовых инструментов, в том числе валютных форвардов, фьючерсов, опционов. Операции с этими инструментами используются банками и российскими компаниями при страховании рисков, связанных с колебаниями валютного курса. НВА, опираясь на мнение профессионального сообщества, разработала единые понятия, терминологию, порядок заключения и исполнения срочных сделок и считает, что их включение в федеральный закон, регулирующий осуществление операций на российском валютном рынке, способствовало бы развитию рынка срочных валютных контрактов.
НВА считает, что предложенный РСПП законопроект нуждается в доработке и дополнении, в связи с чем предлагает создать совместную рабочую группу экспертов РСПП, АРБ и НВА. В письме говорится, что разработка правовых основ функционирования валютного рынка должна быть дополнена программой практических мер, и предлагается совместными усилиями Центрального банка РФ, РСПП, АРБ, НВА, профессиональных участников валютного рынка и представителей экономической науки разработать среднесрочную концепцию развития внутреннего валютного рынка России.
Комментарии отключены.