МОСКВА, 2 окт - РИА Новости/Прайм. Пандемия COVID-19 усложнила некогда простую операцию по смене морских экипажей в мире, из-за чего тысячи российских моряков на протяжении многих месяцев находятся на судах без возможности выйти на берег. О причинах и факторах, препятствующих решению этой проблемы, а также возможных вариантах предотвращения повторения ситуации рассказали опрошенные РИА Новости участники отрасли.
Российский профсоюз моряков (РСПМ) 15 сентября направил письмо (есть в распоряжении РИА Новости) министру транспорта РФ Евгению Дитриху с просьбой помочь в решении возникшей на фоне пандемии проблемы организации репатриации морских экипажей. В письме сообщается, что по состоянию на 15 сентября количество российских моряков, находящихся на судах с истёкшим сроком контрактов, составляло порядка 30 тысяч человек. "Двукратное превышение контрактных сроков работы уже далеко не редкость, сотни моряков находятся на судах более года", - отмечается в письме.
ПРОБЛЕМА
По словам первого зампреда РСПМ Игоря Ковальчука, сейчас существует три ключевых фактора, препятствующих решению проблемы смены экипажа. Например, восприятие многими странами иностранных моряков, как потенциальных носителей коронавируса, так же, как и любых иностранцев. Вследствие этого экипажам полностью запрещены увольнения на берег и проведение смен из-за запрета на въезд в страну.
Как сообщили в судоходной компании "Совкомфлот", отдельные зарубежные страны, вопреки рекомендациям Международной морской организации, не предоставляют морякам спецрежим допуска и транзита, так называемый "зеленый коридор". "Отметим, что удостоверение личности моряка (УЛМ) позволяет выделить их в особую группу, на которую не будут распространяться стандартные ограничения, как это сделано, например, для дипломатов. Такая возможность была изначально заложена во все международные документы, регулирующие использование УЛМ", - говорят в "Совкомфлоте".
В профсоюзе добавляют, что вторым фактором является отсутствие понимания у многих правительств, что трудности со сменой экипажей морских судов, в конечном счёте, могут привести к коллапсу международных перевозок. По словам Ковальчука, сейчас более 80% таких отправок организовано именно морским транспортом, включая доставку медтоваров и оборудования.
Последним параметром, затормаживающим разрешение сложившейся ситуации, Ковальчук называет отсутствие в портах специальных процедур по смене экипажа, среди которых требования о проведении тестов моряков, избежание контактов с местными жителями, соблюдение карантина. "Вследствие этого, проведение смен моряков оценивается как потенциально опасное мероприятие в эпидемиологическом отношении", - говорит первый зампред РСПМ.
Как рассказали в транспортной группе "Совфрахт", из-за карантинных мер и отсутствия международного авиасообщения, плановые замены экипажа компания проводит в портах РФ. "Это влечет дополнительные расходы по передислокации флота, но снимает риски по доставке экипажа за рубеж. В нашей практике возникали проблемы с отказом авиакомпаний от перевозки членов экипажей при наличии виз и приглашений принимающей стороны", - пояснили в компании.
Впрочем, из сложившейся ситуации есть несколько вариантов выхода. По оценке Ковальчука, к ним относится приравнивание моряков к медикам, сотрудникам охраны общественного порядка, то есть тех служб, которые не могут остановить работу в условиях пандемии. Он также предлагает делать исключения для следующих в порты страны на смену экипажа моряков, в случае ограничений на въезд иностранцев в страну.
"(Нужно – ред.) максимально облегчить въезд в страны иностранных моряков для смены экипажей, освободив их от необходимости получения виз или обеспечив выдачу специальных виз в ускоренном порядке", - говорит представитель профсоюза. Он также добавил, что ситуация, хоть и медленно, но меняется: государства начинают открывать границы для моряков, включая РФ.
МЕРЫ
Ранее 13 стран, среди которых Дания, Германия, Греция и США, согласовали меры по организации смен экипажей. Стороны договорились открыть границы и увеличить число авиарейсов для организации репатриации моряков. Премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение правительства 12 сентября, согласно которому разрешены пересменки морских экипажей в российских портах.
В свою очередь, в "Совкомфлоте" внесли ряд изменений в схему ротации кадров плавсостава, смысл которых заключается в смене значительной части экипажа при заходе судов в российские морские порты, хотя в стандартных условиях такие замены проводятся постепенно. "В отдельных случаях мы вынуждены продлевать сроки трудовых контрактов, что находит понимание со стороны персонала. Такие случаи находятся под нашим постоянным контролем, их число сокращается", - резюмировали в компании.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.