Глава МИД Франции Бернар Кушнер официально признал, что страны Евросоюза в преддверии саммита 1 сентября обсуждают возможность введения санкций против России, сообщает «Коммерсант».
"Рассматриваются санкции, а также другие меры",— сказал господин Кушнер, отметив, что лично он никаких санкций не предлагал, однако "некоторые страны уже потребовали их введения". "Франция не заинтересована в прекращении отношений с Россией. Этот вопрос будет решаться в ходе переговоров. Нам нужно время, у нас нет иллюзий на этот счет. Мы работаем над текстом, твердо обозначающим наше нежелание соглашаться с ситуацией в Грузии",— резюмировал глава МИД Франции, которая в настоящее время председательствует в Евросоюзе. Кроме того, французский министр отметил, что на сегодняшний день выполнены только два пункта плана Саркози — об отказе от использования военной силы и о прекращении военных действий. Остальные четыре пункта Франция считает невыполненными.
На заявление своего французского коллеги оперативно отреагировал глава МИД РФ Сергей Лавров. "Я впервые слышу о санкциях. На мой взгляд, это проявление полной растерянности от того, что любимчик некоторых западных столиц не оправдал ожиданий",— сказал он, имея в виду президента Грузии Михаила Саакашвили. Про Бернара Кушнера он, в свою очередь, сказал, что тот "много чего еще говорил". Вспомнив о прозвучавшем накануне заявлении господина Кушнера о том, что Россия может атаковать Украину или Молдавию, Сергей Лавров сказал, что у того "больное воображение".
Вопреки словам господина Лаврова, источник "Коммерсанта", близкий к Кремлю, заявил, что в Москве действительно ожидают европейских санкций. По его словам, две меры, которые почти не вызывают споров среди европейских стран, это приостановка переговоров по соглашению о партнерстве и сотрудничестве (СПС), а также ожидаемое решение ЕС активизировать усилия по диверсификации поставок энергоресурсов в Европу. Первое Москву не слишком беспокоит: переговоры по СПС и так начались с существенной задержкой из-за вето Польши и Литвы и принципиальной важности для России не имеют. Они играют лишь символическую роль и обозначают, что в отношениях России и ЕС все в порядке и они развиваются, чего в нынешней ситуации констатировать нельзя. Вторая же мера представляется довольно опасной. На деле это может означать препятствование осуществлению российских проектов газопроводов "Северный поток" и "Южный поток". Более того, европейцы наверняка выскажутся за ускоренную реализацию проекта Nabucco — трубопровода, по которому каспийские углеводороды могут транспортироваться в Европу в обход России.
Вместе с тем основная дискуссия, по словам источника "Коммерсанта", ведется по поводу применения к России более жестких мер. Уже разработаны два примерных проекта резолюции — более мягкий, главным лоббистом которого является Италия, и максимально жесткий, на котором настаивает Польша.
Мягкий вариант содержит требование вывести российские войска с территории Грузии, в том числе из Поти и буферных зон, местонахождение которых на прошлой неделе определил российский Генштаб. Кроме того, согласно этому варианту документа, ЕС потребует от России гарантий того, что ее нынешняя линия поведения по отношению к Грузии не будет применена к другим странам.
В жестком варианте резолюции речь идет о введении финансово-экономических санкций. Так, согласно этому проекту, Евросоюз может рекомендовать крупному бизнесу сократить объем финансовых вложений в Россию, признав российский рынок неустойчивым и полным рисков. Еще одно предложение — ввести ограничения на определенный список экспортируемых из России товаров (сталь, алюминий и удобрения). Наконец, Евросоюз может посоветовать европейским банкам не перекредитовывать российские банки и компании.
Чтобы обсудить возможные санкции, президент Польши Лех Качинский вчера посетил Таллин, где провел переговоры с тремя президентами стран Балтии. Помимо общей линии поведения в отношении России, президенты обсуждали изменение политики на украинском направлении. Многие европейские лидеры придерживаются мнения, что именно Украина может стать новой жертвой России. По сообщению польских СМИ, в Варшаве уже разработан план под рабочим названием "Спасем Украину!". В соответствии с ним ЕС должен дать Киеву статус особого партнера и ввести режим свободной торговли. Кроме того, предлагается предоставить экономическую помощь и особый статус Грузии и Азербайджану.
Источник "Коммерсанта" в европейских дипломатических кругах, подтвердив факт обсуждения двух вариантов резолюции, сообщил, что в настоящее время именно Франция является посредником между странами, выступающими за разные подходы к России, и именно ведомство господина Кушнера будет отвечать за выработку финального компромиссного текста.
Тем временем постпред России в ЕС Владимир Чижов выразил вчера сомнение в том, что на саммите 1 сентября будет принято решение о санкциях в отношении России. "Однако если это случится, то нанесет больший ущерб Евросоюзу, чем России",— заявил дипломат.
За оставшиеся до саммита три дня Москва рассчитывает провести работу с рядом своих европейских партнеров, убедив их склониться к обтекаемым формулировкам и воздержаться от санкций. Традиционный путь взаимодействия России с ЕС предполагает внесение раскола в ряды европейцев, с тем чтобы на саммите лидеры Евросоюза погрязли во взаимных противоречиях и не смогли выработать единой позиции. "Любая беззубая резолюция 1 сентября будет нашей победой. Бытует мнение, что если мы продавим Запад, то дальше игра будет вестись уже по нашим правилам",— сообщил высокопоставленный источник.
Наиболее плотные переговоры на этот счет могут вестись с основными потенциальными союзниками — Германий, Италией, Испанией, Францией и Финляндией. В обмен на поддержку Москва может предложить им изменение российской позиции по Ирану и экономические преференции. Кроме того, Россия может работать и с Польшей, а именно играть на противоречиях между президентом Лехом Качинским и премьер-министром Дональдом Туском. Главе польского правительства может напомнить подарок, сделанный ему после того, как он сменил в кресле премьера брата-близнеца нынешнего президента Ярослава Качинского. Тогда Россия ради возобновления переговоров по СПС отменила эмбарго на польскую сельхозпродукцию. Теперь уже ничего не мешает России вновь запретить импорт польского мяса, так как ни о каком соглашении о партнерстве и сотрудничестве с Европой речь уже не идет. Премьер Туск явно не заинтересован в возобновлении эмбарго, и именно он является наиболее приемлемым для Москвы переговорщиком в Польше.
Впрочем, неясно, насколько плодотворными окажутся усилия Москвы. Как утверждают европейские СМИ, шок от российско-грузинской войны оказался настолько велик, что в нейтральных странах Северной Европы всерьез заговорили о возможности вступления в НАТО. Так, глава МИД Финляндии Александр Стубб заявил, что Хельсинки "следует взвесить возможность членства в НАТО, даже если в ближайшем будущем решение принято не будет". По данным немецкого издания Handelsblatt, подобное обсуждение уже началось и в шведской политической элите.
По словам собеседника "Коммерсанта", в Москве рассчитывали на то, что на Евросоюз произведет впечатление череда признаний Абхазии и Южной Осетии со стороны стран СНГ или других союзников России. Однако страны ШОС вчера предпочти промолчать. К вчерашнему вечеру о своем намерении признать республики заговорил лишь Минск. Посол Белоруссии в России Василий Долголев предсказал, что его страна может признать Абхазию и Южную Осетию уже в ближайшее время. "Что касается поддержки, то мы же союзники, и этим все сказано. Будет заявление президента, в нем будет все сказано",— сообщил господин посол. А президент Белоруссии Александр Лукашенко вчера направил письмо Дмитрию Медведеву, в котором высказался за консолидированную позицию ОДКБ по Южной Осетии и Абхазии. "В сложившейся ситуации у России не было иного морального выбора, кроме как поддержать обращение народов Южной Осетии и Абхазии о признании их права на самоопределение в соответствии с основополагающими международными документами",— говорится в письме господина Лукашенко. Тем не менее о грядущем признании двух самопровозглашенных государств в послании пока не говорится.
Комментарии отключены.