Потери федерального бюджета РФ по кредитам, выданным Германией российским компаниям и учитывавшихся в структуре госдолга, могут к концу 2008 года составить 47.128 млрд руб. Об этом говорится в опубликованном Счетной палатой России бюллетене.
В чпастности отмечается, что в марте 2008 г. Счетная палата завершила проверку полноты и эффективности проведения расчетов по германским кредитам за январь 2006 года - июль 2007 года.
Как выяснило ведомство, федеральный центр обеспечил своевременность расчетов по обеспеченным правительством РФ долгам, чего не скажешь о компаниях-конечных заемщиках. Теперь бюджет несет ущерб не только из-за неплатежей заемщиков, но и из-за того, что арбитражные суды отказывают Минфину в возмещении долгов и принимают решения в пользу компаний.
В структуре госдолга РФ перед Германией у России были обязательства, которые Счетная палата условно разделила на две группы - долг СССР и новый российский долг, возникший после 1992 года.
Старый долг, долг СССР (в рамках Парижского клуба, долг "Совкомфлота" и так далее) сократился с 10.057 млрд долл. на 1 января 2006 г. до 119.98 млн долл. на 1 июля 2007 года - там теперь осталась только коммерческая задолженность бывшего СССР, отмечают в ведомстве.
Новый долг состоит "исключительно из задолженности перед Германией как члена Парижского клуба кредиторов" и сократился за рассмотренный контролерами период на 21.2% - с 981.02 млн долл. до 773 млн долл., сообщает Счетная палата.
В составе этих долгов находится задолженность по кредитам, которыми пользовались российские компании. Как показала проверка Счетной палаты, несвоевременные расчеты ряда российских конечных заемщиков с федеральным бюджетом (и причинение определенного ущерба) являются существенной проблемой.
Аудиторы подсчитали ущерб казны в результате банкротства заемщиков и реструктуризации их долгов (в том числе списаний).
Однако, по оценке ведомства, значительный ущерб можно ожидать от завершения банкротства конечных заемщиков или решений арбитражных судов в пользу конечных заемщиков (когда Минфину отказывают в возмещении). Так, к концу 2008 года ожидаемый объем потерь федерального бюджета (в связи сможет составить 47.128 млрд руб., или 45% от объема предоставленных кредитов (104.65 млрд руб.) по 277 кредитам, говорится в бюллетене.
У заемщиков, находящихся на разных стадиях процедур банкротства, находится 57 кредитов (долг в объеме 44.334 млрд руб., из которых просроченная задолженность – 33.671 млрд руб.) и у действующих 14 заемщиков, у которых не проводилась реструктуризация долга или процедуры банкротства, - 21 кредит, из них имеется просроченная задолженность по 20 кредитам (в объеме 12.863 млрд руб.), подчеркивается в документе.
В отличие от федерального бюджета компании не спешат расплачиваться по кредитам, свидетельствуют данные проверки.
По данным аудиторов, за проверяемый период конечные российские заемщики перечислили в счет погашения долга перед федеральным бюджетом 3.523 млрд руб. или 279.7 млн долл. В то же время за счет средств федерального бюджета германская сторона получила в счет погашения долга валютные средства, эквивалентные 8.28 млрд руб., сообщает Счетная палата.
При этом, за проверяемый период объем задолженности конечных заемщиков перед федеральным бюджетом возрос на 246.2 млн долл. - с 2.368 млрд долл. до 2.614 млрд долл. В том числе просроченная задолженность - на 151.9 млн долл. (с 1.658 млрд долл. до 1.81 млрд долл.), говорится в бюллетене.
Казалось бы, как отмечается в документе ведомства, причиненный ущерб может быть возмещен путем обращения госорганов в арбитражные суды с соответствующими исками к предприятиям-получателям оборудования в счет целевых иностранных заимствований - с учетом того, что в настоящее время сроки исковой давности по указанным требованиям отсутствуют. Об этом прямо говорит российское законодательство. Однако, как показала проверка аудиторов, в этом вопросе сложилась неоднозначная судебная практика. Так, по данным Счетной палаты, в большинстве случаев арбитражные суды отказывали Минфину России во взыскании задолженности. Аргументом отказа служит то, что законодательство не говорит, что норма применяется к правоотношениям, возникшим до введения ее в действие.
Комментарии отключены.