Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's сегодня присвоило рейтинг "В" (Би) по необеспеченным долгам первой очереди республики Башкортостан планируемому выпуску рублевых облигаций с фиксированным купоном на сумму 1 млрд руб. Облигации, выпуск которых запланирован на конец ноября текущего года, будут иметь 4 купонные выплаты по 3.75% каждая и период обращения 368 дней. Размещение облигаций будет использовано для финансирования приоритетных инвестиционных проектов.
Агентом по выпуску является ОАО РИКБ "Башкредитбанк" ("ССС+/Стабильный/С"), 86% акций которого принадлежит правительству Башкортостана.
Кроме того, Standard & Poor's повысило долгосрочный кредитный рейтинг Башкортостана с уровня "В-" (Би-минус) до уровня "В" (Би). Прогноз рейтинга - позитивный.
Повышение рейтинга, как сообщается в пресс-релизе агентства, является отражением улучшения экономической политики в Российской Федерации, экономического роста в республике, который стал возможен благодаря увеличению промышленного производства на 9% в первые 8 месяцев 2001 г., относительно хорошей ликвидности и снижения неопределенности в отношении межправительственных трансфертов. В то же время дальнейший рост рейтинга Башкортостана ограничивается низкой степенью прогнозируемости и гибкости доходов правительства республики, зависимостью от трансфертов из центра, некоторой подверженностью политическим рискам, что объясняется особым статусом республики, а также недавно осуществленными центральным правительством изменениями в законодательной, административной, налоговой и бюджетной сфере. Кроме того, негативным фактором является концентрация большинства компаний-налогоплательщиков в нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности.
До июля 2000 г. Башкортостан имел более высокую долю регулируемых федеральным центром налогов и больше полномочий, чем большинство регионов в Российской Федерации. Однако, начиная с июля 2000 г., доля республики была приведена в соответствие с долями других регионов. Потери поступлений частично компенсированы дополнительными федеральными перечислениями, в то время как республика продолжает финансировать некоторые федеральные программы. Сумма компенсирующих перечислений, которые постепенно убавляются и полностью исчезнут к 2004 г., и передача полномочий обратно центральному правительству являются предметом переговоров, что создает дополнительную неопределенность при финансовом планировании.
Поддерживающее влияние на рейтинги оказывают следующие факторы:
· Низкая по международным и российским стандартам долговая нагрузка - общий объем финансируемого за счет налоговых поступлений долга составлял 7.5% от общих доходов в 2000 г. Прямой долг в 2000 г. составлял 1,5% от текущих доходов, но в 2001 г. в связи с упомянутым выпуском облигаций на 1 млрд руб. (33 млн долл.) ожидается его увеличение до 5%, что все еще является невысоким уровнем. Руководство не планирует превышения управляемого уровня текущих доходов, хотя в 2002-2003 гг. ожидается дальнейший рост долга.
· Повышение ликвидности бюджета республики и финансирование капитальных вложений за счет собственных средств на уровне выше среднероссийского, что дает дополнительную финансовую гибкость. Начиная с 2001 г. все поступления в республиканский бюджет имеют денежную форму.
· Возобновившийся экономический рост и позитивное влияние общего улучшения ситуации в России, включая активное восстановление российской экономики на протяжении последних двух лет и продвижение реформ. Прирост валового регионального продукта (ВРП) Башкортостана в 2000 г. составил 3.9% (главным образом как результат увеличения промышленного производства), а в 2001-2003 гг. ожидается рост ВРП на уровне 3% в год. Объем промышленного производства за первые 8 месяцев 2001 г. вырос на 9%.
· Хорошее исполнение бюджета с уровнем прибыли после вычета текущих расходов в среднем 25% за 5 лет и небольшим дефицитом после вычета капитальных расходов. Башкортостан добился профицита в размере 5.8% после вычета капитальных расходов в 2000 г. За первые 8 месяцев 2001 г. профицит после вычета капитальных затрат составил 2.1%. С учетом планируемого выпуска облигаций к концу 2001 г. республика будет иметь небольшой дефицит порядка 3-4%.
Прогноз - "Позитивный". S&P считает, что экономический рост в Башкортостане будет способствовать повышению финансовой гибкости и в среднесрочной перспективе позволит уменьшить зависимость республики от перечислений из федерального центра. Консервативная финансовая политика руководства Башкортостана, его приверженность политике контроля и мониторинга за накоплением долговых обязательств компенсируют увеличивающееся финансовое давление и политическую неопределенность.
Комментарии отключены.