Хватит быть развивающейся страной. Пора поставить перед собой задачу стать одной из экономически развитых стран мира, заявил Президент АРБ Гарегин Тосунян, выступая на ХIX съезде АРБ. Но это возможно только при условии развитого финансово-кредитного рынка и банковской системы. Более того, отставание в этой сфере прямым образом проявляются в уровне жизни наших граждан.
Нам ни в коем случае нельзя ставить задачу стерилизации кредитных ресурсов, отметил Г.Тосунян. Тем более, если сравнить их с огромными фондами, находящимися вне банковского оборота. Даже под предлогом борьбы с инфляцией мы не можем снижать темпы роста банковской системы, поскольку за этим неотвратимо последует снижение темпов роста экономического развития страны и уровня жизни граждан.
Говоря об инфляции, следует отметить, что кредитные средства, конечно, увеличивают объем денежной массы. Но экономические последствия совершенно разные, когда вы увеличиваете объемы кредитования или государственных расходов, сказал Г.Тосунян.
Когда вы берете долгосрочные кредиты и вкладываете их в проекты связанные с обновлением основных фондов, строительством дорог и развитием инфраструктуры, вы не раскручиваете инфляцию. Эти вложения позволяют: произвести конкурентоспособную продукцию, создавать рабочие места и, выплачивая зарплату, формировать платежеспособный потребительский спрос на отечественные товары высокого качества.
Основное отличие кредитов от государственных вложений выражается в том, что кредитные средства гораздо более эффективно расходуются, даже если это кредиты, выданные банками с госучастием. Причина в том, что кредиты выдаются на возвратной основе. Поэтому они менее инфляционноемки и коррупционны, чем госфинансирование.
Кстати, коррупционные деньги являются очень серьезным источником инфляции, поскольку они скорее попадают на потребительский рынок, нежели чем на рынок долгосрочных инвестиций. Иначе говоря, мы смеем утверждать, что кредитные средства, хотя и увеличивают объем денежной массы, тем не менее, если и способствуют росту инфляции, то в значительно меньшей степени, чем рост государственных расходов.
Если есть стремление к жесткой борьбе с инфляцией, то стерилизовать надо, отнюдь не средства в кредитном обороте. Искать главный источник инфляции надо в других местах, сказал Г.Тосунян. А у нас получается, что как только речь заходит о борьбе с инфляцией, мы начинаем действовать в традиционном для нас упрощенном, но не оправдавшем себя алгоритме.
Мы подымаем ФОР, который и так выше чем в развитых странах. Предъявляем к кредитным организациям заведомо избыточные требования. Заставляем банки представлять безумное количество отчетов. Принимаем законы, которые заведомо не могут быть исполнены. Мы чрезвычайно усложняем процедуры кредитования и, фактически, подстегиваем рост процентных ставок по кредитам, тем самым стимулируя рост инфляции.
Двузначная инфляция, безусловно, несет в себе серьезные риски и для финансовой системы, и для производителей, и для потребителей, и с ней надо бороться! Эту болезнь надо лечить, с этим никто не спорит, сказал Г.Тосунян.
Является ли стерилизация полезным лекарством? Возможно. Но, во-первых, любое лекарство в больших дозах еще более опасно, чем отказ от лечения. Во-вторых, лекарство надо давать непосредственно больному, а не его соседу по палате! Если основной источник - инфляция и неэффективное расходование государственных средств, то зачем изымать деньги из кредитного оборота.
В результате стерилизации средств, находящихся в банках, формируется искусственный дефицит кредитных ресурсов. Возрастают процентные ставки, что неизбежно приводит к росту стоимости продукции.
Что делает производитель в условиях дефицита долгосрочных кредитных ресурсов, когда на его товар есть спрос, и ему нужно наращивать производство? Он, для увеличения объемов производства, повышает цену. Еще хуже, если он этого не сделает, а просто сократит свое производство, как это наблюдалось, например, в нашем сельском хозяйстве. В этом случае востребованный товар все равно появится на рынке, раз на него есть спрос, но уже за счет импорта. А это прямой путь к инфляционной спирали, потому что производство не растет, но потребность удовлетворяется за счет импортозамещения. В результате наш фермер, не имея возможность наладить производство своей конкурентоспособной продукции и довезти свой товар до прилавка, образно говоря, кормит своих внуков импортными замороженными консервантами.
Комментарии отключены.